В соответствии с «Концепцией модернизации российского образования» механизмом, обеспечивающим государственные гарантии доступности и качества образования, выступает специализированная подготовка (профильное обучение) в старших классах общеобразовательной школы, которая ориентирована на индивидуализацию обучения, социализацию обучающихся, в том числе с учётом потребностей рынка труда.
Организация профильного обучения невозможна без создания системы предпрофильной подготовки школьников, включающая в себя такие компоненты, как:
- курсы по выбору (элективные курсы);
- информационную работу;
- профориентационную работу.
Цель профориентационной работы в школе: оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности; выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учётом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях, учащихся для разделения их по профилям обучения;
- обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счёт комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках, элективных курсов и в воспитательной работе;
- дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;
- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.
Принципы профориентационной работы в школе:
Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к ней работе привлечён весь коллектив школы, и соблюдаются следующие принципы: Систематичность и преемственность - профориентационная работа не ограничивается работой со старшеклассниками, а ведётся с первого по выпускной класс. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.
Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.
Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).
Система профессиональной ориентации школьников:
профессиональной просвещение;
профессиональная диагностика;
профессиональная консультация;
профессиональный подбор;
профессиональная адаптация.
Направления профориентационной работы школы:
– Профессиональное просвещение, включающее в себя информационную работу, пропаганду и агитацию.
– Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.
– Профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов-профконсультантов.
– Социально-профессиональная адаптация.
– Профессиональное воспитание, имеющее целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы:
формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
5-7 классы:
развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”);
приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.
8-9 классы:
уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору;
групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.
10-11 классы:
обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Работа с учащимися:
комплекс профориентационных мероприятий в виде занятий и тренингов по планированию карьеры;
консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
анкетирование;
организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия);
встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
Работа с родителями:
проведение родительских собраний, (общешкольных, классных);
лектории для родителей;
индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
анкетирование родителей учащихся;
привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;
привлечение родителей учащихся для работы руководителями кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических организаций;
помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;
помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;
собрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
План работы по профессиональной ориентации
МОУ "Ям-Тёсовская СОШ" на 2021–2022 учебный год
Время проведения |
Мероприятие |
Ответственные |
В течение года |
Индивидуальные консультации родителей и учащихся об особенностях выбора профессии и профессионального самоопределения учащихся |
классные руководители |
Сентябрь |
Тематический классный час: "Знакомство с миром профессий" |
классные руководители |
Октябрь |
Родительское собрание «Как помочь ребёнку выбрать профессию». |
классные руководители 9-11 классов |
Октябрь |
Развитие предпринимательства в селе. Экскурсия на фермерское хозяйство. |
классные руководители |
Ноябрь |
Конкурс рисунков «Все работы хороши» |
учитель ИЗО |
Декабрь |
Конкурс сочинений «Моё будущее – моими глазами» |
учителя русского языка |
Январь |
Встреча с представителями учебных заведений |
администрация |
Февраль |
Урок мужества "Есть такая профессия Родину защищать" для учащихся 5-11 классов |
заместитель директора по безопасности |
Февраль |
Беседа с учащимися 9-11 классов на тему: "Куда пойти учиться". |
классные руководители |
Март |
Ток-шоу "Выбор" для обучающихся 8-11 классов |
классные руководители 8-11 класса |
В течение года |
Дни открытых дверей. Посещение учебных заведений г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области. |
родители классные |
Апрель |
Мини лекторий "Твоё здоровье и твоя будущая профессия" с привлечением фельдшера Ям-Тесовского ФАП. |
руководители, фельдшер |
Апрель |
Видеофильм "В мире профессий" |
заместитель директора по ВР |
Май |
Родительское собрание "Роль семьи в определении будущей профессии учащихся". |
администрация |
График консультаций и бесед по профессиональной ориентации для учащихся и родителей
МОУ "Ям-Тёсовская СОШ" на 2021 - 2022 учебный год
Дата проведения |
Тема консультации, беседы |
Ответственный |
І – ІV класс |
||
сентябрь |
Все работы хороши - выбирай на вкус. |
Чёрная А.Ю. |
февраль |
О профессиях разных, нужных и важных. |
Виноградова В. М. |
ноябрь |
Профессии наших родителей. |
Шершнева Н. В. |
апрель |
Моя мечта о будущей професии. |
Бушуева О. А. |
V – VІІІ класс |
||
сентябрь |
«Как важно научиться СЕБЯ слышать, слушать и понимать» |
Ларионова Т.С. |
октябрь
|
Ярмарка профессий. |
Разумова И.В. |
декабрь |
Профориентационное мероприятие «Путешествие в мир Профессий» |
Ивашёва В. Е. |
январь
|
Классный час совместно с психологом: «Вперед, во взрослый мир!» |
Семёнова Е. И. |
март |
Профориентационное тестирование: «Профессиональный тип личности» и беседа по его итогам |
Борисова Н. А. |
ІХ – ХІ класс |
||
сентябрь |
Профориентационное тестирование: «Профессиональный тип личности» и беседа по его итогам |
Теслицкая К.А. |
октябрь |
Профориентационное тестирование: «Профессиональный тип личности» и беседа по его итогам |
Фёдорова Е.Н. |
ноябрь
|
Стратегия выбора профессии (беседа по профориентации) |
Теслицкая К.А. |
декабрь |
Профориентационное тестирование: «Профессиональные склонности» и беседа по его итогам |
Фёдорова Е.Н. |
январь |
Профориентационное тестирование: «Профессиональные склонности» и беседа по его итогам |
Теслицкая К.А. |
февраль |
Роль учебного предмета в развитии ребёнка и его профессиональном самоопределении |
Фёдорова Е.Н. |
март |
Выбираю профессию (беседа по профориентации) |
Теслицкая К.А. |
апрель |
Редкие профессии (беседа по профориентации) |
Фёдорова Е.Н. |