Помните у братьев Стругацких: «Жизнь дарит человеку три радости — друга, любовь и работу». Во многом именно работа определяет выбор друзей и любимых. Вокруг профессии формируются привычки, характер, образ жизни, круг общения, личные отношения. Даже мужа или жену человек часто находит неподалеку от рабочего места. Поэтому выбор профессии это выбор жизненного пути.    

В  соответствии   с  «Концепцией  модернизации  российского  образования»  механизмом, обеспечивающим  государственные  гарантии  доступности  и  качества       образования, выступает  специализированная  подготовка  (профильное  обучение)  в  старших  классах  общеобразовательной  школы, которая  ориентирована  на  индивидуализацию   обучения, социализацию  обучающихся, в  том  числе  с  учётом  потребностей  рынка  труда. 

Организация профильного обучения невозможна без создания системы предпрофильной подготовки школьников, включающая в себя такие компоненты, как:

-  курсы по выбору (элективные курсы);

-  информационную работу;

-  профориентационную работу.

Цель профориентационной работы в школе: оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности; выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учётом требований рынка труда.

 

Задачи профориентационной работы:

-  получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях, учащихся для разделения их по профилям обучения;

- обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счёт комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках, элективных курсов и в воспитательной работе;

- дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;

- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона. 

Принципы профориентационной работы в школе:

Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к ней работе привлечён весь коллектив школы, и соблюдаются следующие принципы: Систематичность и преемственность - профориентационная работа не ограничивается работой со старшеклассниками, а ведётся с первого по выпускной класс. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.

Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.

Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах). 

Система профессиональной ориентации школьников:

профессиональной просвещение;

профессиональная диагностика;

профессиональная консультация;

профессиональный подбор;

профессиональная адаптация.

 

Направления профориентационной работы школы:

– Профессиональное просвещение, включающее в себя информационную работу, пропаганду и агитацию.

– Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.

– Профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов-профконсультантов.

– Социально-профессиональная адаптация.

– Профессиональное воспитание, имеющее целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства. 

Этапы и содержание профориентационной работы в школе:

1-4 классы:

формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;

развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую. 

5-7 классы:

развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса   к профессиональной деятельности;

представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”);

приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной   практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. 

8-9 классы: 

уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по   выбору;

групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования   адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;

формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

10-11 классы: 

обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности. 

Работа с учащимися:

комплекс профориентационных мероприятий в виде занятий и тренингов по планированию карьеры;

консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).

анкетирование;

организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия);

встречи с представителями предприятий, учебных заведений.

Работа с родителями:

проведение родительских собраний, (общешкольных, классных);

лектории для родителей;

индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;

анкетирование родителей учащихся;

привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;

привлечение родителей учащихся для работы руководителями кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических организаций;

помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;

помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;

собрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников.

 


План – график проведения  в 2021 – 2022 учебном году

профориентационных (производственных) экскурсий для обучающихся МОУ «Ям-Тесовская СОШ»
на предприятия  Лужского района

№ п/п

Дата

Наименование предприятия

Класс

Цель экскурсии

Рефлексия

Ответственный

 

 

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

 

 

 

 

1

сентябрь

Пожарная часть п.Оредеж

9

Ознакомить учащихся со специальностью пожарный непосредственно в пожарной части.

Фоторепортаж

классный руководитель

2

май

 

Автозаправка п.Оредеж

10

Выявить, какие компетенции требуются для работы на данном объекте.

Фотогазета

классный руководитель

 

 

АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

 

 

 

 

3

декабрь

ООО «Агрохолдинг «Приозерный» (в д. Милодеж Ям-Тесовского поселения  свиноводческий комплекс)

7

Привлечь внимание школьников к проблемам региона и посильному участию в их решении.

Сочинение

 

классный руководитель

4

февраль

СПК «Оредежский»

11

Привлечь внимание школьников к проблемам региона и посильному участию в их решении.

Презентация

классный руководитель

5

апрель

ООО «Правда»

10

Способствовать профессиональному самоопределению обучающихся, привлечь их к обсуждению профессиональных вопросов, ответить на все интересующие их вопросы.

Классный час

классный руководитель

 

 

МЕДИЦИНА

 

 

 

 

6

октябрь

ФАП д.Ям-Тесово

5

Ознакомить учащихся со специальностью фельдшер

Дебаты

классный руководитель

 

 

ПОЛИЦИЯ

 

 

 

 

7

ноябрь

Отделение полиции п.Оредеж

6

Обзорное ознакомление с профессией полицейский.

Выявить, какие компетенции требуются для работы в полиции.

Диспут

 

классный руководитель

8

январь

Отделение почтовой связи д.Ям-Тесово

8

Ознакомить учащихся со специальностью почтальона.

Выставка рисунков.

классный руководитель

9

март

ГКУ ЛО "Лужский центр занятости населения"

7

Способствовать профессиональному самоопределению обучающихся.

Подготовка буклетов.

классный руководитель

 

План работы по профессиональной ориентации

МОУ "Ям-Тёсовская СОШ" на 2021–2022 учебный год

 

Время проведения

Мероприятие

Ответственные

В течение года

Индивидуальные консультации родителей и учащихся об особенностях выбора профессии и профессионального самоопределения учащихся

классные

руководители

Сентябрь

Тематический классный час: "Знакомство с миром профессий"               

классные

руководители

Октябрь

Родительское собрание «Как помочь ребёнку выбрать профессию».

классные

руководители

9-11 классов

Октябрь

Развитие предпринимательства в селе. Экскурсия на фермерское хозяйство. 

классные

руководители

Ноябрь

Конкурс рисунков «Все работы хороши»

учитель ИЗО

Декабрь

Конкурс сочинений «Моё будущее – моими глазами»

учителя

русского языка

Январь

Встреча с представителями учебных заведений

администрация

Февраль

Урок мужества "Есть такая профессия Родину защищать" для учащихся 5-11 классов

заместитель директора

по безопасности

Февраль

Беседа с учащимися 9-11 классов на тему: "Куда пойти учиться".

классные

 руководители

Март

Ток-шоу "Выбор"  для обучающихся 8-11 классов

классные

руководители

8-11 класса

В течение года

Дни открытых дверей. Посещение учебных заведений  г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

родители

классные 

Апрель

Мини лекторий "Твоё здоровье и твоя будущая профессия" с привлечением фельдшера Ям-Тесовского ФАП.

руководители,

фельдшер

Апрель

Видеофильм "В мире профессий"

заместитель

директора по ВР

Май

Родительское собрание "Роль семьи в определении будущей профессии учащихся".

администрация

График консультаций и бесед по профессиональной ориентации для учащихся и родителей

МОУ "Ям-Тёсовская СОШ" на 2021 - 2022 учебный год

 

Дата проведения

Тема консультации, беседы

Ответственный

І – ІV класс

сентябрь

Все работы хороши - выбирай на вкус.

Чёрная А.Ю.

февраль

О профессиях разных, нужных и важных.

Виноградова В. М.

ноябрь

Профессии наших родителей.

Шершнева Н. В.

апрель

Моя мечта о будущей професии.

Бушуева О. А.

V – VІІІ класс

сентябрь

«Как важно научиться СЕБЯ слышать, слушать и понимать»

Ларионова Т.С.

октябрь

 

Ярмарка профессий.

Разумова И.В.

декабрь

Профориентационное мероприятие «Путешествие в мир Профессий»

Ивашёва В. Е.

январь

 

Классный час совместно с психологом: «Вперед, во взрослый мир!»

Семёнова Е. И.

март

Профориентационное тестирование: «Профессиональный тип личности» и беседа по его итогам

Борисова Н. А.

ІХ – ХІ класс

сентябрь

Профориентационное тестирование: «Профессиональный тип личности» и беседа по его итогам

Теслицкая К.А.

октябрь

Профориентационное тестирование: «Профессиональный тип личности» и беседа по его итогам

Фёдорова Е.Н.

ноябрь

 

Стратегия выбора профессии (беседа по профориентации)

Теслицкая К.А.

декабрь

Профориентационное тестирование: «Профессиональные склонности» и беседа по его итогам
 

Фёдорова Е.Н.

январь

Профориентационное тестирование: «Профессиональные склонности» и беседа по его итогам
 

Теслицкая К.А.

февраль

Роль учебного предмета в развитии ребёнка и его профессиональном самоопределении

Фёдорова Е.Н.

март

Выбираю профессию (беседа по профориентации)

Теслицкая К.А.

апрель

Редкие профессии (беседа по профориентации)

Фёдорова Е.Н.

Наверх
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.