Помните у братьев Стругацких: «Жизнь дарит человеку три радости — друга, любовь и работу». Во многом именно работа определяет выбор друзей и любимых. Вокруг профессии формируются привычки, характер, образ жизни, круг общения, личные отношения. Даже мужа или жену человек часто находит неподалеку от рабочего места. Поэтому выбор профессии это выбор жизненного пути.    

В  соответствии   с  «Концепцией  модернизации  российского  образования»  механизмом, обеспечивающим  государственные  гарантии  доступности  и  качества       образования, выступает  специализированная  подготовка  (профильное  обучение)  в  старших  классах  общеобразовательной  школы, которая  ориентирована  на  индивидуализацию   обучения, социализацию  обучающихся, в  том  числе  с  учётом  потребностей  рынка  труда. 

Организация профильного обучения невозможна без создания системы предпрофильной подготовки школьников, включающая в себя такие компоненты, как:

-  курсы по выбору (элективные курсы);

-  информационную работу;

-  профориентационную работу.

Цель профориентационной работы в школе: оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности; выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учётом требований рынка труда.

 

Задачи профориентационной работы:

-  получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях, учащихся для разделения их по профилям обучения;

- обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счёт комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках, элективных курсов и в воспитательной работе;

- дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;

- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона. 

Принципы профориентационной работы в школе:

Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к ней работе привлечён весь коллектив школы, и соблюдаются следующие принципы: Систематичность и преемственность - профориентационная работа не ограничивается работой со старшеклассниками, а ведётся с первого по выпускной класс. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.

Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.

Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах). 

Система профессиональной ориентации школьников:

профессиональной просвещение;

профессиональная диагностика;

профессиональная консультация;

профессиональный подбор;

профессиональная адаптация.

 

Направления профориентационной работы школы:

– Профессиональное просвещение, включающее в себя информационную работу, пропаганду и агитацию.

– Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.

– Профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов-профконсультантов.

– Социально-профессиональная адаптация.

– Профессиональное воспитание, имеющее целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства. 

Этапы и содержание профориентационной работы в школе:

1-4 классы:

формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;

развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую. 

5-7 классы:

развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса   к профессиональной деятельности;

представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”);

приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной   практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. 

8-9 классы: 

уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по   выбору;

групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования   адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;

формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

10-11 классы: 

обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности. 

Работа с учащимися:

комплекс профориентационных мероприятий в виде занятий и тренингов по планированию карьеры;

консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).

анкетирование;

организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия);

встречи с представителями предприятий, учебных заведений.

Работа с родителями:

проведение родительских собраний, (общешкольных, классных);

лектории для родителей;

индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;

анкетирование родителей учащихся;

привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;

привлечение родителей учащихся для работы руководителями кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических организаций;

помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;

помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;

собрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников.

 


План – график проведения  в 2021 – 2022 учебном году

профориентационных (производственных) экскурсий для обучающихся МОУ «Ям-Тесовская СОШ»
на предприятия  Лужского района

№ п/п

Дата

Наименование предприятия

Класс

Цель экскурсии

Рефлексия

Ответственный

 

 

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

 

 

 

 

1

сентябрь

Пожарная часть п.Оредеж

9

Ознакомить учащихся со специальностью пожарный непосредственно в пожарной части.

Фоторепортаж

классный руководитель

2

май

 

Автозаправка п.Оредеж

10

Выявить, какие компетенции требуются для работы на данном объекте.

Фотогазета

классный руководитель

 

 

АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

 

 

 

 

3

декабрь

ООО «Агрохолдинг «Приозерный» (в д. Милодеж Ям-Тесовского поселения  свиноводческий комплекс)

7

Привлечь внимание школьников к проблемам региона и посильному участию в их решении.

Сочинение

 

классный руководитель

4

февраль

СПК «Оредежский»

11

Привлечь внимание школьников к проблемам региона и посильному участию в их решении.

Презентация

классный руководитель

5

апрель

ООО «Правда»

10

Способствовать профессиональному самоопределению обучающихся, привлечь их к обсуждению профессиональных вопросов, ответить на все интересующие их вопросы.

Классный час

классный руководитель

 

 

МЕДИЦИНА

 

 

 

 

6

октябрь

ФАП д.Ям-Тесово

5

Ознакомить учащихся со специальностью фельдшер

Дебаты

классный руководитель

 

 

ПОЛИЦИЯ

 

 

 

 

7

ноябрь

Отделение полиции п.Оредеж

6

Обзорное ознакомление с профессией полицейский.

Выявить, какие компетенции требуются для работы в полиции.

Диспут

 

классный руководитель

8

январь

Отделение почтовой связи д.Ям-Тесово

8

Ознакомить учащихся со специальностью почтальона.

Выставка рисунков.

классный руководитель

9

март

ГКУ ЛО "Лужский центр занятости населения"

7

Способствовать профессиональному самоопределению обучающихся.

Подготовка буклетов.

классный руководитель

 

План работы по профессиональной ориентации

МОУ "Ям-Тёсовская СОШ" на 2021–2022 учебный год

 

Время проведения

Мероприятие

Ответственные

В течение года

Индивидуальные консультации родителей и учащихся об особенностях выбора профессии и профессионального самоопределения учащихся

классные

руководители

Сентябрь

Тематический классный час: "Знакомство с миром профессий"               

классные

руководители

Октябрь

Родительское собрание «Как помочь ребёнку выбрать профессию».

классные

руководители

9-11 классов

Октябрь

Развитие предпринимательства в селе. Экскурсия на фермерское хозяйство. 

классные

руководители

Ноябрь

Конкурс рисунков «Все работы хороши»

учитель ИЗО

Декабрь

Конкурс сочинений «Моё будущее – моими глазами»

учителя

русского языка

Январь

Встреча с представителями учебных заведений

администрация

Февраль

Урок мужества "Есть такая профессия Родину защищать" для учащихся 5-11 классов

заместитель директора

по безопасности

Февраль

Беседа с учащимися 9-11 классов на тему: "Куда пойти учиться".

классные

 руководители

Март

Ток-шоу "Выбор"  для обучающихся 8-11 классов

классные

руководители

8-11 класса

В течение года

Дни открытых дверей. Посещение учебных заведений  г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

родители

классные 

Апрель

Мини лекторий "Твоё здоровье и твоя будущая профессия" с привлечением фельдшера Ям-Тесовского ФАП.

руководители,

фельдшер

Апрель

Видеофильм "В мире профессий"

заместитель

директора по ВР

Май

Родительское собрание "Роль семьи в определении будущей профессии учащихся".

администрация

График консультаций и бесед по профессиональной ориентации для учащихся и родителей

МОУ "Ям-Тёсовская СОШ" на 2021 - 2022 учебный год

 

Дата проведения

Тема консультации, беседы

Ответственный

І – ІV класс

сентябрь

Все работы хороши - выбирай на вкус.

Чёрная А.Ю.

февраль

О профессиях разных, нужных и важных.

Виноградова В. М.

ноябрь

Профессии наших родителей.

Шершнева Н. В.

апрель

Моя мечта о будущей професии.

Бушуева О. А.

V – VІІІ класс

сентябрь

«Как важно научиться СЕБЯ слышать, слушать и понимать»

Ларионова Т.С.

октябрь

 

Ярмарка профессий.

Разумова И.В.

декабрь

Профориентационное мероприятие «Путешествие в мир Профессий»

Ивашёва В. Е.

январь

 

Классный час совместно с психологом: «Вперед, во взрослый мир!»

Семёнова Е. И.

март

Профориентационное тестирование: «Профессиональный тип личности» и беседа по его итогам

Борисова Н. А.

ІХ – ХІ класс

сентябрь

Профориентационное тестирование: «Профессиональный тип личности» и беседа по его итогам

Теслицкая К.А.

октябрь

Профориентационное тестирование: «Профессиональный тип личности» и беседа по его итогам

Фёдорова Е.Н.

ноябрь

 

Стратегия выбора профессии (беседа по профориентации)

Теслицкая К.А.

декабрь

Профориентационное тестирование: «Профессиональные склонности» и беседа по его итогам
 

Фёдорова Е.Н.

январь

Профориентационное тестирование: «Профессиональные склонности» и беседа по его итогам
 

Теслицкая К.А.

февраль

Роль учебного предмета в развитии ребёнка и его профессиональном самоопределении

Фёдорова Е.Н.

март

Выбираю профессию (беседа по профориентации)

Теслицкая К.А.

апрель

Редкие профессии (беседа по профориентации)

Фёдорова Е.Н.

Наверх