Что такое функциональная грамотность:
Грамотность – это способность слушать, зрительно воспринимать, говорить, читать, писать и излагать с целью взаимодействия с другими людьми, овладения новыми знаниями, обмена информацией, принятия решений и выражения мыслей и чувств. Дети овладевают грамотностью постепенно.
Если ребёнок выработает способность усваивать новую информацию и умение обмениваться информацией с другими, в течение всей его жизни перед ним будут открываться многообразные экономические и социальные возможности. 

Функциональная грамотность — это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) является мониторинговым исследованием качества общего образования, которое отвечает на вопрос «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?».

Программа позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования разных стран и оценить эффективность стратегических решений в области образования.
Данная программа осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЕСD). Исследование проводится трехлетними циклами, начиная с 2000 года.
Данное исследование в России осуществляется Центром оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования совместно с Федеральным институтом оценки качества образования при активном участии Министерства просвещения РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, органов управления образованием регионов, участвующих в исследовании.
Работа проводится в рамках Федеральной целевой программы развития образования.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ О МЕЖДУНАРОДНОМ ИССЛЕДОВАНИИ PISA

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Компоненты функциональной грамотности, оцениваемые в PISA:

https://r1.nubex.ru/s3629-b2f/f6156_ed/%D0%B2%D0%B7.png Основные направления оценивания (2/3 времени тестирования):

— читательская грамотность;

— математическая грамотность;

— естественнонаучная грамотность.

https://r1.nubex.ru/s3629-b2f/f6156_ed/%D0%B2%D0%B7.png Обобщенная характеристика грамотности обучающихся:

— креативное мышление;

— финансовая грамотность;

— глобальные компетенции.

 

Полезные ссылки:

Федеральный институт оценки качества образования

Организация экономического содружества и развития (ОЭСР) — разработчик PISA

Проведение исследования PISA-2018 в России

Системный проект «Совершенствование механизмов повышения функциональной грамотности обучающихся» (ПРОСВЕЩЕНИЕ)

Сайт АСОУ, «Учитель будущего» 

Московский государственный областной университет

   ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:     

Документы федерального уровня:

https://r1.nubex.ru/s3629-b2f/f6132_6c/2.png Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ – https://docs.cntd.ru/document/902389617 

Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ.

Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы.

Статья 20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования.

https://r1.nubex.ru/s3629-b2f/f6132_6c/2.png Указ Президента Российской федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" – http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 

Цифровая трансформация приводится в Указе как одна из пяти национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года. В рамках данной цели установлены следующие показатели:

достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;

увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов.

https://r1.nubex.ru/s3629-b2f/f6132_6c/2.png Национальный проект “Образование” – https://edu.gov.ru/national-project/about/ 

Паспорт проекта –  http://static.government.ru/media/files/UuG1ErcOWtjfOFCsqdLsLxC8oPFDkmBB.pdf  

https://r1.nubex.ru/s3629-b2f/f6132_6c/2.png Федеральный проект “Цифровая образовательная среда” – https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/

Входит в национальный проект “Образование”.

Направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования.

В рамках проекта ведется работа по оснащению организаций современным оборудованием и развитие цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности.

https://r1.nubex.ru/s3629-b2f/f6132_6c/2.png Национальная программа “Цифровая экономика” – https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ 

https://r1.nubex.ru/s3629-b2f/f6132_6c/2.png Федеральный проект “Кадры для цифровой экономики” – https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/866/

Входит в национальную программу “Цифровая экономика”. 

Основная цель федерального проекта – обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики.

https://r1.nubex.ru/s3629-b2f/f6132_6c/2.png Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования от 06 мая 2019 года № 590/219 «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества образования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся» 

https://r1.nubex.ru/s3629-b2f/f6132_6c/2.png Читательская грамотность в исследовании PISA-2015

https://r1.nubex.ru/s3629-b2f/f6132_6c/2.png Федеральный проект “Искусственный интеллект” – https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/1046/ 

Входит в национальную программу “Цифровая экономика”.

Задача проекта — создать условия для того, чтобы предприятия и граждане использовали продукты и услуги, основанные на преимущественно отечественных технологиях искусственного интеллекта, обеспечивающих качественно новый уровень эффективности деятельности.

 

Документы регионального уровня:

https://r1.nubex.ru/s3629-b2f/f6132_6c/2.png Распоряжение комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 29.10.2019 № 2257-р «Об утверждении плана мероприятий (дорожная карта) по подготовке к участию в общероссийской, региональной оценке по модели PISA»

https://r1.nubex.ru/s3629-b2f/f6132_6c/2.png Распоряжение комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 04.06.2020 № 977-р «Об утверждении плана мероприятий (дорожная карта) по подготовке к участию в общероссийской, региональной оценке по модели PISA на 2 полугодие 2020 года»

Документы муниципального уровня:

https://r1.nubex.ru/s3629-b2f/f6132_6c/2.png Приказ комитета образования администрации Лужского муниципального района №44 от 09.02.2021г. "Об утверждении плана мероприятий (дорожная карта) по совершенствованию механизмов повышения функциональной грамотности обучающихся на 2021-2024 г.г."

Документы школьного уровня:

https://r1.nubex.ru/s3629-b2f/f6132_6c/2.png Приказ № 173/1 от 16.09.2021 "О назначении ответственных лиц за организацию работы по направлениям функциональной грамотности".

https://r1.nubex.ru/s3629-b2f/f6132_6c/2.png План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МОУ «Ям-Тесовская СОШ» на 2022-2023 учебный год

     ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ     

 

Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся
Демонстрационные материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»
Центр оценки качества образования ИСРО РАО
Важнейшими задачами Центра являются: проведение фундаментальных и прикладных исследований в области оценки качества образования; разработка научно-методичеcкого обеспечения исследований по оценке качества образования; сравнительная оценка качества образования в России и странах мира.
СИПКРО. Функциональная грамотность обучающихся
Методические пособия для педагогов по преподаванию курса «Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы». Материалы для организации и проведения региональных мониторингов степени сформированности читательской, математической и естественнонаучной грамотности обучающихся
Примеры открытых заданий по функциональной грамотности ПИЗА
Примеры открытых заданий по математической грамотности ПИЗА
Примеры открытых заданий по естественнонаучной грамотности ПИЗА
Примеры открытых заданий по финансовой грамотности ПИЗА
Примеры открытых заданий по читательской грамотности
 
Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»
СИПКРО
Издательство «Просвещение»
Банк тестов
Московский центр качества образования
Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник
Наверх