Виды высших учебных заведений
Вуз (высшее учебное заведение) – образовательное учреждение высшего профессионального образования.
Возглавляет вуз ректор, его заместители по разным направлениям – проректоры и Учёный совет, которые занимается вопросами развития учебного заведения.
Основное структурное подразделение вуза – факультет. В состав факультета входят кафедры и отделения. Также в состав высшего учебного заведения могут входить: аспирантура, докторантура и подготовительные отделения для абитуриентов, библиотеки, научно-исследовательские центры, лаборатории, клиники, спортивные сооружения, базы отдыха, обсерватории, издательства и многое другое.
В России различают государственные и частные вузы. Если учебное заведение имеет свои филиалы и представительства в других городах и населённых пунктах, основной вуз называют головным.
Каждый вуз России должен иметь лицензию на образовательную деятельность и аккредитованные специальности (направления подготовки), что даёт ему право выдавать выпускникам дипломы государственного образца.
В системе высшего образования Россия выделяют такие статусы вуза, как: федеральный университет, университет, национальный исследовательский университет, академия и институт.
Федеральный университет – главное образовательное учреждение на территории федерального округа, центр фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным научным направлениям. На сегодняшний день число федеральных университетов равно восьми. Это: Дальневосточный, Казанский, Северный, Северо-Восточный, Сибирский, Уральский, Южный и Балтийский федеральные университеты.
Университет – это высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому кругу специальностей (не менее 7 направлений).
Национальный исследовательский университет – высшее учебное заведение, одинаково эффективно осуществляющее образовательную и научную деятельность на основе принципов интеграции науки и образования. Сегодня этот статус присуждён 29 вузам. Статус НИУ выдаётся на 10 лет.
Академия – специализируется на подготовке кадров в рамках одного направления (например, широкий круг специалистов в области здравоохранения, сельского хозяйства и т.д.).
Институт – учебное заведение, которое осуществляет подготовку кадров ещё в более узком направлении – по одной специальности.
Формы получения высшего образования
Очная форма обучения – одна из четырёх форм освоения образовательной программы среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. Еще ее называют классическим дневным обучением.
Очное образование – естественное продолжение школьных уроков. В зависимости от смены пары начинаются в 8 часов утра или после обеда, и длятся 2 академических часа. Обучение ведется с отрывом от работы, в отличие от заочной и вечерней формы.
Образовательный процесс на дневном отделении построен на личном контакте преподавателя и студента, что способствует приобретению глубоких знаний. «Очникам» задают домашние задания, они в обязательном порядке посещают лекции и семинары, проходят практики.
Студенты техникумов и колледжей, поступающие на дневное отделение учатся от 2 до 4 лет. Бакалавры очной формы учатся четыре года, специалисты – не менее пяти, а для получения квалификации (степени) «магистр» необходимо еще два года. Также очные отделения существует в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре и интернатуре.
Закон позволяет перевод с заочного отделения на очное и наоборот. Однако шанс перевестись с заочного на очный, а тем более на бюджетный небольшой. Возможно это при двух условиях: наличии свободных мест и отличной успеваемости. Кроме этого, пройденные предметы и количество академических часов должны полностью совпадать. В противном случае придется сдать дополнительные зачеты и экзамены. А вот с переводом на заочную форму обучения проблем не бывает. Наоборот, вуз рекомендует его отстающим или работающим студентам.
С финансовой точки зрения очная форма обучения самая дорогая. Стоимость на заочных отделениях, как правило, вдвое ниже.
Льготы и преимущества, которые предоставляются «очникам»:
отсрочка от военной службы;
стандартная стипендия за хорошую успеваемость, социальная стипендия (для студентов определенных категорий) и повышенная стипендия (для отличников);
участие в вузовских и межвузовских праздниках и мероприятиях;
по необходимости и при наличии мест обеспечиваются общежитием. При этом плата за проживание не должно превышать 5 % от стипендии;
бесплатное посещение государственных библиотек и музеев;
право использовать студенческие проездные билеты в общественном городском транспорте. Также студенты имеют льготы на пригородные и междугородние поездки (автобус, поезд).
Заочная форма обучения – форма организации учебного процесса, которая сочетает в себе черты дневного образования и самообучения. Большой объём знаний (70%) студенты заочного отделения осваивают самостоятельно. Однако в соответствии с государственными стандартами подготовки специалистов с высшим образованием заочная форма обучения осуществляется по тем же учебным планам, в том же объеме и с тем же перечнем изучаемых дисциплин, что и дневная. Диплом о высшем образовании един как для студентов очной формы, так и для заочников. Форма обучения указывается в приложении к диплому.
Основной отличительной чертой заочной формы обучения является срок обучения (6 лет вместо традиционных 5 лет) и получение образования без отрыва от производства. Заочники учатся в два периода. Во время установочной сессии преподаватели читают вводные лекции, дают списки литературы, контрольные задания, темы рефератов и курсовых работ, приблизительные вопросы зачётов и экзаменов. Как правило, между установкой и экзаменационной сессией проходит полгода. Зимняя сессия длится около 10 дней, летняя – месяц.
Перед каждой сессией вуз посылает заочникам справки-вызовы, на основании которых студенты отпрашиваются с работы. Если студент получает высшее образование впервые, работодатель обязан предоставить ему на период учебной и экзаменационной сессии оплачиваемый отпуск.
Студенты-заочники лишены многих привилегий. Главная из них – отсрочка от армии. Также заочники не получают стипендию, не имеют право пользоваться студенческими проездными билетами.
Однако существуют и положительные стороны подобного образования. Среди достоинств отметим возможность работать и зарабатывать деньги, сравнительную лёгкость поступления, демократичные цены на платной форме обучения. Как ни странно, но студенты заочной формы лучше знакомы со своей специальностью на практике.
В современной России наблюдается рост поступающих на заочные отделения. Ранее заочную форму обучения выбирали те абитуриенты, которые не прошли по конкурсу на очную форму. Сегодня студенты целенаправленно подают документы только на заочную форму обучения.
Экстернат (от лат. externus - находящийся снаружи) – это форма получения основного общего, среднего (полного) общего или высшего образования, при которой учащиеся самостоятельно изучают общеобразовательные программы.
Экстернат – это бесплатная форма получения образования. Ее может выбрать любой учащийся независимо от возраста. Для этого достаточно написать заявление на имя директора образовательного учреждения и объяснить, почему вам нужен экстернат. Он может посещать лабораторные и практические занятия, участвовать в олимпиадах, получать консультации перед экзаменами, брать литературу в библиотеке учебного заведения. В вузах и ссузах, наравне со студентами очной и заочной форм обучения, студенты экстерната получают студенческие билеты и зачетные книжки.
Система экстерната устроена так, что обучающиеся не посещают учебные заведения ежедневно. Но за минимальный срок они получают максимальное количество необходимой информации. Степень усвоения учебной программы контролируется преподавателями. Экстерны сдают промежуточные и итоговые зачеты и экзамены.
Школьники-экстерны сдают промежуточные экзамены каждые полгода – не более 12 в год. Если ученик не смог сдать экзамены, его переводят на обычную форму обучения.
Существуют школы, специализирующиеся только на экстернате, в том числе и государственные (бесплатные).
В СССР метод досрочного окончания школы появился во время войны, в 1943 году. За полгода учащиеся оканчивали 9-10 классы, чтобы продолжить обучение в военных училищах или пойти работать.
Вечернее обучение – вид обучения, при котором учащийся совмещает учёбу с работой. Его еще называют очно-заочным или сменным, так как студент посещает учебное заведение посменно, в наиболее удобное, свободное от работы время. При этом возможен свободный график занятий. Например, если учащийся работает в вечернюю смену, то он посещает учебное заведение в утренние часы.
Такой вид обучения существует в вузах и ссузах. Часто используется для получения дополнительного высшего образования.
В разных учебных заведениях такой вид обучения реализуется по-разному. В одних – занятия проводятся несколько раз в неделю по вечерам. В других – только в выходные дни, поэтому очно-заочное отделение там называют еще группой выходного дня. Но везде учебный процесс по сути не отличается от очной формы обучения. Студенты также посещают лекции, семинары, мастер-классы, пишут курсовые и контрольные работы, сдают зачеты и экзамены, проходят производственную практику.
Существуют также вечерние школы. В России они бывают с 1 по 4 классы, с 5 по 9 и с 10 по 12 классы. Здесь обучаются взрослые люди, по каким-то причинам не получившие среднее образование в раннем возрасте. Занятия обычно начинаются с 4-5 вечера. Отсюда и название школ. Выпускники вечерних школ тоже сдают ЕГЭ.
В вузах программа вечернего отделения рассчитана на 6 лет для получающих квалификацию «специалист», и на 5 лет - для обучающихся на степень бакалавра. Если студент получает высшее образование после колледжа (по соответствующему профилю), то срок обучения сокращается до 3,5 лет.
Дистанционное обучение – это способ обучения на расстоянии, когда преподаватель и учащийся физически находятся в различных местах. Основной объем учебного материала доставляется ученику с помощью различных технологий.
Когда в конце XVIII века в Европе установилась регулярная и доступная почтовая связь, стало возможным такое явление, как «корреспондентское обучение». Учащиеся вели переписку с преподавателями, получали по почте учебные материалы. А экзамены они сдавали либо доверенному лицу в своей местности, либо в виде научной работы отправляли своему руководителю опять же по почте. В России данный способ появился в конце XIX века.
В 1979 году в Китае впервые в истории дистанционного образования одностороннее взаимодействие университета со студентами стали осуществлять посредствам радио- и телепередач (аудиокассеты получили распространение позже). Двухстороннее же взаимодействие осуществлялось при помощи очных консультаций, краткосрочных курсов и переписки.
Сегодня, наряду с почтовыми пересылками печатных и медиа-материалов, всё чаще применяются современные компьютерные технологии: аудио/видеоконференции, E-Learning (электронное обучение), online Learning (онлайн-обучение), интернет-конференции, интернет-трансляции. Эти технологии позволяют студентам в режиме реального времени консультироваться с педагогами, где бы они ни находились, проходить тесты, сдавать экзамены.
Дистанционно можно пройти любую ступень образования: от начального до высшего; либо изучить отдельную дисциплину (например, иностранные языки). Получить образование дистанционно могут люди различных возрастов и с разными физическими возможностями. При высокой доле самостоятельности обучающиеся могут практически в любое время связаться с преподавателем.
Плюс такого способа обучения заключается еще и в том, что проходит оно в психологически комфортной, привычной обстановке, при индивидуальном темпе.
По окончании курса обучения студентам, в зависимости от программы обучения, выдаются дипломы или сертификаты.
Сетевая форма обучения. Система высшего профессионального образования не стоит на месте, придумывая новые формы обучения. Одна из таких – сетевая форма получения образования, довольно популярная на Западе и совсем недавно появившаяся у нас в России.
Что значит сетевая форма обучения?
Сетевая форма образования дает возможность студенту одного вуза пользоваться образовательными ресурсами другого: ведущими преподавателями, лабораториями и научными центрами, парком суперсовременного и дорогого оборудования, информационно-библиотечным банком.