Здравствуйте! Спасибо за вопрос. Постараюсь ответить кратко. Для определения влияния склонностей на выбор профессии целесообразно воспользоваться условной системой распределения их по типу труда, разработанной российским психологом Е.О. Климовым. Он разделил профессии на пять типов:
Первый - «человек - человек», когда приходится работать преимущественно с людьми, группами людей, коллективами.
Сюда можно отнести профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой, управлением, например:
• педагог,
• врач,
• юрист,
• продавец и др.
Психологические требования профессии этого типа к человеку:
• стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
• устойчивое, хорошее самочувствие при работе с людьми, доброжелательность, отзывчивость, выдержка, умение сдерживать эмоции;
• способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения, помыслы и настроения других людей, умение слушать и слышать;
• способность разбираться во взаимоотношениях людей, организовывать их взаимодействие, умение улаживать разногласия , учитывать мнение другого человека;
• развитая речь, умение убеждать, умение владеть мимикой, жестами;
• аккуратность, пунктуальность, собранность.
Второй - «человек - техника» - включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, эксплуатацией технических средств, ремонтом техники, например:
• инженер-строитель,
• инженер-механик,
• мастер по ремонту видео и аудиоаппаратуры,
• монтажник,
• слесарь и др.
Психологические требования профессий этого типа к человеку:
• точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
• хорошая координация движений;
• развитое техническое и творческое мышление и воображение;
• умение переключать и концентрировать внимание;
• наблюдательность.
Третий - «человек - природа» - главным предме¬том труда являются живые организмы.
Сюда можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями, животными, профилактикой и лечением заболеваний растений и животных, например:
• агроном,
• ветеринар,
• геолог,
• микробиолог,
• озеленитель и др.
Психологические требования профессий этого типа к человеку:
• развитое воображение, наглядно-образное мышление;
• хорошая зрительная память, точное восприятие (особенно зрительное), наблюдательность;
• способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;
• терпение, настойчивость;
• готовность к работе вне больших коллективов, в трудных погодных условиях.
Четвертый- «человек - знаковая система» - объединяет профессии, связанные с текстами, с цифрами, формулами и таблицами, чертежами, картами, схемами, со звуковыми сигналами, например: программист, оператор ЭВМ, лингвист, переводчик, бухгалтер.
Психологические требования профессий этого типа к человеку:
• хорошая оперативная и механическая память;
• способность длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;
• хорошие переключаемость и распределение внимания
• точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;
• усидчивость и терпение.
Пятый- «человек - художественный образ» - главным предметом труда становятся художественные образы, условия их построения.
Сюда можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием моделированием художественных произведений, в воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образу. например:
• модельер,
• дизайнер,
• актер театра и кино,
• художник,
• музыкант.
Психологические требования профессий этого типа к человеку:
• художественные способности, развитые эстетические чувства;
• развитое зрительной восприятие, наблюдательность, зрительная и музыкальная память;
• наглядно-образное мышление, творческое воображение;
• знание законов эмоционального воздействия на людей;
• нестандартное мышление;
• креативность.