Что такое функциональная грамотность:
Грамотность – это способность слушать, зрительно воспринимать, говорить, читать, писать и излагать с целью взаимодействия с другими людьми, овладения новыми знаниями, обмена информацией, принятия решений и выражения мыслей и чувств. Дети овладевают грамотностью постепенно.
Если ребёнок выработает способность усваивать новую информацию и умение обмениваться информацией с другими, в течение всей его жизни перед ним будут открываться многообразные экономические и социальные возможности.
Функциональная грамотность — это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) является мониторинговым исследованием качества общего образования, которое отвечает на вопрос «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?».
Программа позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования разных стран и оценить эффективность стратегических решений в области образования.
Данная программа осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЕСD). Исследование проводится трехлетними циклами, начиная с 2000 года.
Данное исследование в России осуществляется Центром оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования совместно с Федеральным институтом оценки качества образования при активном участии Министерства просвещения РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, органов управления образованием регионов, участвующих в исследовании.
Работа проводится в рамках Федеральной целевой программы развития образования.
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ О МЕЖДУНАРОДНОМ ИССЛЕДОВАНИИ PISA
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Компоненты функциональной грамотности, оцениваемые в PISA:
Основные направления оценивания (2/3 времени тестирования):
— читательская грамотность;
— математическая грамотность;
— естественнонаучная грамотность.
Обобщенная характеристика грамотности обучающихся:
— креативное мышление;
— финансовая грамотность;
— глобальные компетенции.
Полезные ссылки:
Федеральный институт оценки качества образования
Организация экономического содружества и развития (ОЭСР) — разработчик PISA
Проведение исследования PISA-2018 в России
Системный проект «Совершенствование механизмов повышения функциональной грамотности обучающихся» (ПРОСВЕЩЕНИЕ)
Сайт АСОУ, «Учитель будущего»
Московский государственный областной университет
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
Документы федерального уровня:
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ – https://docs.cntd.ru/document/902389617
Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ.
Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы.
Статья 20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования.
Указ Президента Российской федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" – http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726
Цифровая трансформация приводится в Указе как одна из пяти национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года. В рамках данной цели установлены следующие показатели:
достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;
увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов.
Национальный проект “Образование” – https://edu.gov.ru/national-project/about/
Паспорт проекта – http://static.government.ru/media/files/UuG1ErcOWtjfOFCsqdLsLxC8oPFDkmBB.pdf
Федеральный проект “Цифровая образовательная среда” – https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/
Входит в национальный проект “Образование”.
Направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования.
В рамках проекта ведется работа по оснащению организаций современным оборудованием и развитие цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности.
Национальная программа “Цифровая экономика” – https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/
Федеральный проект “Кадры для цифровой экономики” – https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/866/
Входит в национальную программу “Цифровая экономика”.
Основная цель федерального проекта – обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования от 06 мая 2019 года № 590/219 «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества образования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»
Читательская грамотность в исследовании PISA-2015
Федеральный проект “Искусственный интеллект” – https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/1046/
Входит в национальную программу “Цифровая экономика”.
Задача проекта — создать условия для того, чтобы предприятия и граждане использовали продукты и услуги, основанные на преимущественно отечественных технологиях искусственного интеллекта, обеспечивающих качественно новый уровень эффективности деятельности.
Документы регионального уровня:
Распоряжение комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 29.10.2019 № 2257-р «Об утверждении плана мероприятий (дорожная карта) по подготовке к участию в общероссийской, региональной оценке по модели PISA»
Распоряжение комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 04.06.2020 № 977-р «Об утверждении плана мероприятий (дорожная карта) по подготовке к участию в общероссийской, региональной оценке по модели PISA на 2 полугодие 2020 года»
Документы муниципального уровня:
Приказ комитета образования администрации Лужского муниципального района №44 от 09.02.2021г. "Об утверждении плана мероприятий (дорожная карта) по совершенствованию механизмов повышения функциональной грамотности обучающихся на 2021-2024 г.г."
Документы школьного уровня:
Приказ № 173/1 от 16.09.2021 "О назначении ответственных лиц за организацию работы по направлениям функциональной грамотности".
План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МОУ «Ям-Тесовская СОШ» на 2022-2023 учебный год