ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
Единство образовательного пространства Российской Федерации;
Преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Каждый стандарт включает 3 вида требований:
1. Требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
2. Требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3. Требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Внесение изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413
Приказ Минпросвещения России Российской Федерации от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (зарегистрирован Минюстом России 12 сентября 2022 г., регистрационный № 70034)
Письмо Минпросвещения России от 17 ноября 2022 г. № 03-1889 «О направлении информационно-разъяснительного письма о внедрении обновленного федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
ВВЕДЕНИЕ ОБНОВЛЁННЫХ ФГОС НОО, ФГОС ООО - III ПОКОЛЕНИЕ
С 1 сентября 2022 года ФГОС третьего поколения начали действовать в каждой школе.
ИЗМЕНЕНИЯ СТАНДАРТОВ НАЧАЛЬНОГО И ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Министерством просвещения утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО соответственно). Обновлённая редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников. Именно с 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой школе, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС. Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по новым ФГОС с согласия их родителей (законных представителей).
В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.
Обновлённые ФГОС описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи. Благодаря обновлённым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.
В новом стандарте уделено внимание в т. ч. финансовой грамотности учеников, совершенствованию обучения на фоне развития информационных технологий.
Прием на обучение в соответствии с прежним ФГОС прекращается с 1 сентября 2022 г.
Образовательная организация вправе осуществлять в соответствии с новым ФГОС обучение несовершеннолетних обучающихся, зачисленных до вступления в силу приказа, с согласия их родителей (законных представителей).
ФГОС третьего поколения предполагает:
Уменьшение объёма академических часов и организация обучения в режиме 5-дневной учебной недели.
Исключение из состава обязательных учебных предметов второго иностранного языка.
Вариативность возможности изучения родного (русского) языка и родной (русской) литературы.
Более конкретные и единые требования к результатам обучения обеспечат системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на следующем уровне образования, а также в течение жизни.
Благодаря новым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.
ФГОС третьего поколения обеспечивает:
Единство образовательного пространства России.
Вариативность содержания образовательных программ.
Применение методик обучения, направленных на формирование гармоничного физического и психического развития, а также на сохранение и укрепление здоровья.
Развитие личностных качеств, необходимых для решения повседневных и нетиповых задач для адекватной ориентации в окружающем мире.
Благоприятные условия воспитания и обучения.
Единство учебной и воспитательной деятельности.
Формирование культуры непрерывного образования и саморазвития на протяжении всей жизни.
Разумное и безопасное использование цифровых технологий.
Формирование российской гражданской идентичности.
Личностное развитие обучающихся, в том числе гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.
Формирование у школьников системных знаний о месте РФ в мире, а также о её исторической роли, территориальной целостности, культурном и технологическом развитии, вкладе в мировое научное наследие и формирование представлений о современной России.
Одно из основных нововведений в учебном плане обновлённого ФГОС ООО касается второго иностранного языка. Он перестанет быть обязательным предметом. В новой редакции стандартов указано, что обучать второму иностранному языку станут по заявлению учащихся или родителей и только при наличии в школе необходимых для этого условий. ФГОС ООО от 2010 года предполагает что второй иностранный язык — это обязательная часть программы в 5–9-х классах. При этом школа самостоятельно решает, сколько учебных часов на него выделить.
Сравнение действующего и обновленного ФГОС 2021
Ссылка № 1. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» (ФГБНУ "ИСРО РАО"). Запись семинара 10.11.2021 г. по вопросам проведения апробации ПРП (РЯ и РРЯ_НОО) доступна по этой ссылке на сайте Института. Очень содержательный семинар. Готовая запись для заседания ШМО учителей начальной школы. https://www.youtube.com/InstraoRu
Ссылка № 2. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» (ФГБНУ "ИСРО РАО"). Рабочие программы, видеоуроки и много других интересных и полезных материалов размещено на портале "Единое содержание общего образования": https://edsoo.ru/
Информационно-методическое письмо по введению ФГОС НОО и ООО
Информационно - методическое письмо Минпросвещения РФ № ДГ-24506 от 31.01.2022 г. Методические рекомендации реализации ДОП с применением ЭО и ДОТ
Информационно - методическое письмо Минпросвещения РФ № ДГ-212107 от 24.11.2021 г. Методические рекомендации (организация обучения на дому)
Информационно - методическое письмо Минпросвещения РФ № 03-1899 от 11.11.2021 г. Об обеспечении учебниками в 2022-2023 учебном году
Информационно - методическое письмо Минпросвещения РФ № 03-1420 от 31.08.2021 г. Об изучении второго иностранного языка
Об организации ООО обучающихся с ОВЗ в 2021-2022 учебном году
Обновлённые ФГОС НОО и ООО. Обзор 18 ключевых изменений и новых возможностей