Источник: https://s4615.nubex.ru/proforientaciya/profobrazovanie_shkoly/
Помните у братьев Стругацких: «Жизнь дарит человеку три радости — друга, любовь и работу». Во многом именно работа определяет выбор друзей и любимых. Вокруг профессии формируются привычки, характер, образ жизни, круг общения, личные отношения. Даже мужа или жену человек часто находит неподалеку от рабочего места. Поэтому выбор профессии это выбор жизненного пути.    

В  соответствии   с  «Концепцией  модернизации  российского  образования»  механизмом, обеспечивающим  государственные  гарантии  доступности  и  качества       образования, выступает  специализированная  подготовка  (профильное  обучение)  в  старших  классах  общеобразовательной  школы, которая  ориентирована  на  индивидуализацию   обучения, социализацию  обучающихся, в  том  числе  с  учётом  потребностей  рынка  труда. 

Организация профильного обучения невозможна без создания системы предпрофильной подготовки школьников, включающая в себя такие компоненты, как:

-  курсы по выбору (элективные курсы);

-  информационную работу;

-  профориентационную работу.

Цель профориентационной работы в школе: оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности; выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учётом требований рынка труда.

 

Задачи профориентационной работы:

-  получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях, учащихся для разделения их по профилям обучения;

- обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счёт комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках, элективных курсов и в воспитательной работе;

- дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;

- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона. 

Принципы профориентационной работы в школе:

Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к ней работе привлечён весь коллектив школы, и соблюдаются следующие принципы: Систематичность и преемственность - профориентационная работа не ограничивается работой со старшеклассниками, а ведётся с первого по выпускной класс. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.

Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.

Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах). 

Система профессиональной ориентации школьников:

профессиональной просвещение;

профессиональная диагностика;

профессиональная консультация;

профессиональный подбор;

профессиональная адаптация.

 

Направления профориентационной работы школы:

– Профессиональное просвещение, включающее в себя информационную работу, пропаганду и агитацию.

– Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.

– Профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов-профконсультантов.

– Социально-профессиональная адаптация.

– Профессиональное воспитание, имеющее целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства. 

Этапы и содержание профориентационной работы в школе:

1-4 классы:

формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;

развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую. 

5-7 классы:

развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса   к профессиональной деятельности;

представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”);

приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной   практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. 

8-9 классы: 

уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по   выбору;

групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования   адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;

формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

10-11 классы: 

обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности. 

Работа с учащимися:

комплекс профориентационных мероприятий в виде занятий и тренингов по планированию карьеры;

консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).

анкетирование;

организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия);

встречи с представителями предприятий, учебных заведений.

Работа с родителями:

проведение родительских собраний, (общешкольных, классных);

лектории для родителей;

индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;

анкетирование родителей учащихся;

привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;

привлечение родителей учащихся для работы руководителями кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических организаций;

помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;

помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;

собрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников.

 


План – график проведения  в 2021 – 2022 учебном году

профориентационных (производственных) экскурсий для обучающихся МОУ «Ям-Тесовская СОШ»
на предприятия  Лужского района

№ п/п

Дата

Наименование предприятия

Класс

Цель экскурсии

Рефлексия

Ответственный

 

 

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

 

 

 

 

1

сентябрь

Пожарная часть п.Оредеж

9

Ознакомить учащихся со специальностью пожарный непосредственно в пожарной части.

Фоторепортаж

классный руководитель

2

май

 

Автозаправка п.Оредеж

10

Выявить, какие компетенции требуются для работы на данном объекте.

Фотогазета

классный руководитель

 

 

АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

 

 

 

 

3

декабрь

ООО «Агрохолдинг «Приозерный» (в д. Милодеж Ям-Тесовского поселения  свиноводческий комплекс)

7

Привлечь внимание школьников к проблемам региона и посильному участию в их решении.

Сочинение

 

классный руководитель

4

февраль

СПК «Оредежский»

11

Привлечь внимание школьников к проблемам региона и посильному участию в их решении.

Презентация

классный руководитель

5

апрель

ООО «Правда»

10

Способствовать профессиональному самоопределению обучающихся, привлечь их к обсуждению профессиональных вопросов, ответить на все интересующие их вопросы.

Классный час

классный руководитель

 

 

МЕДИЦИНА

 

 

 

 

6

октябрь

ФАП д.Ям-Тесово

5

Ознакомить учащихся со специальностью фельдшер

Дебаты

классный руководитель

 

 

ПОЛИЦИЯ

 

 

 

 

7

ноябрь

Отделение полиции п.Оредеж

6

Обзорное ознакомление с профессией полицейский.

Выявить, какие компетенции требуются для работы в полиции.

Диспут

 

классный руководитель

8

январь

Отделение почтовой связи д.Ям-Тесово

8

Ознакомить учащихся со специальностью почтальона.

Выставка рисунков.

классный руководитель

9

март

ГКУ ЛО "Лужский центр занятости населения"

7

Способствовать профессиональному самоопределению обучающихся.

Подготовка буклетов.

классный руководитель

 

План работы по профессиональной ориентации

МОУ "Ям-Тёсовская СОШ" на 2021–2022 учебный год

 

Время проведения

Мероприятие

Ответственные

В течение года

Индивидуальные консультации родителей и учащихся об особенностях выбора профессии и профессионального самоопределения учащихся

классные

руководители

Сентябрь

Тематический классный час: "Знакомство с миром профессий"               

классные

руководители

Октябрь

Родительское собрание «Как помочь ребёнку выбрать профессию».

классные

руководители

9-11 классов

Октябрь

Развитие предпринимательства в селе. Экскурсия на фермерское хозяйство. 

классные

руководители

Ноябрь

Конкурс рисунков «Все работы хороши»

учитель ИЗО

Декабрь

Конкурс сочинений «Моё будущее – моими глазами»

учителя

русского языка

Январь

Встреча с представителями учебных заведений

администрация

Февраль

Урок мужества "Есть такая профессия Родину защищать" для учащихся 5-11 классов

заместитель директора

по безопасности

Февраль

Беседа с учащимися 9-11 классов на тему: "Куда пойти учиться".

классные

 руководители

Март

Ток-шоу "Выбор"  для обучающихся 8-11 классов

классные

руководители

8-11 класса

В течение года

Дни открытых дверей. Посещение учебных заведений  г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

родители

классные 

Апрель

Мини лекторий "Твоё здоровье и твоя будущая профессия" с привлечением фельдшера Ям-Тесовского ФАП.

руководители,

фельдшер

Апрель

Видеофильм "В мире профессий"

заместитель

директора по ВР

Май

Родительское собрание "Роль семьи в определении будущей профессии учащихся".

администрация

График консультаций и бесед по профессиональной ориентации для учащихся и родителей

МОУ "Ям-Тёсовская СОШ" на 2021 - 2022 учебный год

 

Дата проведения

Тема консультации, беседы

Ответственный

І – ІV класс

сентябрь

Все работы хороши - выбирай на вкус.

Чёрная А.Ю.

февраль

О профессиях разных, нужных и важных.

Виноградова В. М.

ноябрь

Профессии наших родителей.

Шершнева Н. В.

апрель

Моя мечта о будущей професии.

Бушуева О. А.

V – VІІІ класс

сентябрь

«Как важно научиться СЕБЯ слышать, слушать и понимать»

Ларионова Т.С.

октябрь

 

Ярмарка профессий.

Разумова И.В.

декабрь

Профориентационное мероприятие «Путешествие в мир Профессий»

Ивашёва В. Е.

январь

 

Классный час совместно с психологом: «Вперед, во взрослый мир!»

Семёнова Е. И.

март

Профориентационное тестирование: «Профессиональный тип личности» и беседа по его итогам

Борисова Н. А.

ІХ – ХІ класс

сентябрь

Профориентационное тестирование: «Профессиональный тип личности» и беседа по его итогам

Теслицкая К.А.

октябрь

Профориентационное тестирование: «Профессиональный тип личности» и беседа по его итогам

Фёдорова Е.Н.

ноябрь

 

Стратегия выбора профессии (беседа по профориентации)

Теслицкая К.А.

декабрь

Профориентационное тестирование: «Профессиональные склонности» и беседа по его итогам
 

Фёдорова Е.Н.

январь

Профориентационное тестирование: «Профессиональные склонности» и беседа по его итогам
 

Теслицкая К.А.

февраль

Роль учебного предмета в развитии ребёнка и его профессиональном самоопределении

Фёдорова Е.Н.

март

Выбираю профессию (беседа по профориентации)

Теслицкая К.А.

апрель

Редкие профессии (беседа по профориентации)

Фёдорова Е.Н.

Обзор профориентационных мероприятий, проводимых в нашей школе:

 Профориентационная экскурсия на предприятие ИП "Голуб" в рамках Всероссийской акции "Неделя без турникетов"

         Профориентационное мероприятие «Профессия – водитель». Представитель ИП "Голуб", один из лучших водителей,  рассказал ученикам 8 и 9 классов нашей школы о том, что профессия водителя тесно связана с историей развития самодвижущихся транспортных средств. Исторически водители существовали с момента появления первых машин. Первые водители (шоферы) появились в Европе в конце XVIII века. Они управляли паровыми повозками, которые могли развивать скорость не более 7 километров в час. В России первый автомобиль появился 120 лет назад в 1895 году. Каждая транспортная новинка вызывала удивление и даже опаску со стороны мирных жителей, предпочитавших отдавать ее управление и личную безопасность в руки опытного водителя, прекрасно знающего правила передвижения. Позднее появились такси, а затем грузовые автомобили, автобусы. Автомобили начали свое завоевание мира. Сейчас мы даже представить себе не можем жизнь без транспорта и без людей, работающих на машинах. На сегодняшний день в нашей стране водитель автотранспорта - одна из самых массовых профессий. Невозможно стать шофером, не имея водительских прав, поэтому первая ступенька - это автошкола. Вторая ступенька - это практика: по некоторым расчетам, мастерство шофера начинается после 30 тыс. наезженных километров. При желании можно существенно расширить водительские рамки, продолжив образование в высших учебных заведениях в отрасли автотранспорта и стать, например, инженером автомобилестроения или инженером по строительству дорог. Ребята с удовольствие повторили правила дорожного движения, получили ответы на свои вопросы, заинтересовались перспективами в обучении данной профессии.

Уроки по профориентации и профориентационные тестирования в школе

               В нашей школе, ежегодно проходят информационно-просветительские профориентационные мероприятия для обучающихся разных возрастов. Одно из таких мероприятий: «Шоу профессий» – проект ранней профессиональной ориентации школьников. Главные цели проекта, запущенного в 2020 году, рассказать о востребованных рабочих профессиях современно, наглядно, интересно, и дать учащимся средних и старших классов ответ на вопрос «Кем стать?» и «Куда пойти учиться?». В каждом выпуске «Шоу профессий «две команды школьников соревнуются на время в решении реального производственного кейса. Каждый выпуск «Шоу профессий» содержит интересные факты, рассказывает об истории появления профессии, особенностях отрасли и перспективах для развития карьеры ребёнка. По ходу просмотра Шоу зрители становятся активными участниками действия. В конце им предлагается выполнить домашнее задание и попробовать себя в одной из топ-рабочих профессий.

Ещё один вид профориентационных мероприятий, пповодимых в нашей школе - это тестирование в онлайн-формате. По итогам тестов участники сразу видят свои результаты: результаты по шкалам теста, рекомендуемые профили обучения, описание профильных классов, рекомендуемые направления обучения с описанием конкретных профессий, общее описание теста, а котором подробно рассказывается о способностях, склонностях и интересах учащегося.  

Знакомство с профессией фокусника

 Профессия фокусника - одна из самых таинственных. Весь мир знает имена великих фокусников, ведь их действия завораживают зрителей. А сегодня с ней познакомились наши дети. Спасибо за увлекательное и удивительное путешествие в цирк фокусникам, показавшим детям очень интересные номера и давшим детям попробовать себя в этой профессии. А также преподавателям, так хорошо  описавшим эту профессию, за замечательные стихи и примеры. В детстве дети многие мечтают стать фокусниками, вот и наши дети были в восторге от увлекательного путешествия в мир этой профессии. 

Знакомство с профессией писателя

   
Писатель — это не просто профессия, это призвание. Как бы избито ни звучала эта фраза, она истинна. Можно научиться грамотно писать, не допуская грамматических и орфографических ошибок, и даже стройно излагать свои мысли на бумаге, но, если у человека нет таланта, сложенные в правильные предложения слова, так и не достигнут главной цели — не найдут отклика в сердце читателя. Настоящий мастер слова не просто передает ту или иную информацию, он удивительным образом погружает свою аудиторию в совершенно другой мир, заставляя оторваться от реальности и на время забыть о том, что происходит вокруг.
В рамках реализации культурно-образовательного проекта «Культура для школьника» на базе Ям-Тёсовской школы имени Героя Советского Союза Иванова А. В. прошла информационная беседа «Писатель — это не просто профессия», которую подготовила и провела Семёнова Е.И. Цель информационной беседы: привлечь детей к русской литературе.
Информационная беседа началась с краткого рассказа ведущей о том, что в мире существует много разных творческих профессий: музыканты, певцы, хореографы. Но также есть люди, которых называют мастерами слова – это писатели и все те, кто имеет отношение к литературному делу: журналисты, редакторы, корректоры, критики, рецензенты, культурологи и многие другие.
Этим людям принадлежит Всемирный праздник День писателя. Отмечается он 3 марта. В этот день принято поздравлять всех, кто работает со словом. и в этот день и прошло мероприятие на базе нашей школы.
После беседы наши дети встретились с писателем, автором книги "Незнакомая Луга", профессором, доктором исторических наук В. И. Хрисанфовым. Книга посвящена одному из мало изученных периодов истории города Луги  Ленинградской области,  раскрывает забытые страницы жизни и быта жителей этого старинного русского города. Дети погрузились в литературную атмосферу, они не только участвовали в беседе с автором о его произведении, читая и обсуждая отрывки из него, а ещё читали стихи, некоторые ученики прочитали свои авторские стихи.
Данное мероприятие помогло выявить талантливых, творческих ребят и получить массу положительных эмоций от прочитанных произведений. Ведь чтение развивает воображение, учит думать и чувствовать, прививает грамотность на подсознательном уровне без зубрежки и нудных правил.

Знакомство с профессией инспектора ГИБДД

         

В рамках тематических занятий «Знакомство с профессией» в 1-4 классах прошло мероприятие с инспектором по пропаганде безопасности дорожного движения. Автоинспектор познакомила детей с профессией инспектора ГИБДД, продемонстрировала элементы форменной одежды, средств защиты (бронежилет), специальных средств. Рассказала детям о  работе инспектора ГИБДД: обеспечение безопасности на дорогах и  оформление дорожно-транспортного происшествия. И, конечно же, вместе с ребятами вспомнили правила безопасного поведения на дороге. В конце занятия ребята смогли почувствовать себя автоинспектором – примеряли форменную одежду, головные уборы, поиграли и попробовали показывать жесты регулировщика а также немного поработали инспекторами и даже "оформили ДТП".

Экскурсии на предприятия: экскурсия почтовое отделение г. Луги.
Знакомство с профессиями работников почтовых отделений.

    

Экскурсия «ПОЧТА РОССИИ»

И журналы, и газеты,

Письма носят к нам в дома,

Потому что есть на свете

Почта русская одна!

На работе и в учебе

Почта нам необходима,

Потому-то всем друзьям

Почта русская любима!

В этом году осень нас побаловала тёплыми деньками. В самый раз пойти на экскурсию.

Ребята вместе с учителем Теслицкой Ксенией Александровной посетили почтовое отделение г.Луги, где они познакомились с профессией: «почтальон» и «оператор почтовой связи».Дети задавали много вопросов: им хотелось узнать больше о профессии, о их назначении. Сотрудники с удовольствием отвечали на вопросы ребят. Дети были в восторге от экскурсии. Детям хотелось побыть еще какое-то время в почтовом отделении и узнать больше информации, но время не так уж и много оставалось. ребята вернувшись вшколу с охотно поделились со сверстниками своими впечатлениями.

Экскурсия в Оредежскую пожарную часть. Знакомство с профессией пожарного.

             

На традиционной. ежегодной экскурсии в Оредежскую пожарную детей ждёт целых три пожарные машины, пожарный Камаз, пожарная цистерна и машина ЗИЛ-130 с пожарной лестницей, которые можно излазить вдоль и поперёк, что дети и делают с восторгом и удовольствием!  Плюсов у такой экскурсии огромное количество:

 - Экскурсия проходит в действующем пожарном центре.

- Дети узнают, как работают пожарные и какое снаряжение используют.

- Примеряют пожарную форму и каску.

- Стреляют водой из пожарного рукава.

- Дети сидят в служебной машине и им разрешают всё потрогать.

 - Проходят по пожарному лабиринту.

- Узнают, как пользоваться огнетушителем.

- Узнают об оснащении пожарной машины и ее возможностях при тушении огня.

- Чуствуют себя настоящими пожарными спасая игрушку из теплодымокамеры.

В конце программы юные герои награждаются отличным настроением и огромным зарядом положительных эмоций и энергии!!!

наши контакты:                                                                                                                                                                                                                                                                                © МОУ "Ям - Тёсовская СОШ" 

188225, д.Ям-Тесово, ул.Центральная, д.6-б, Лужский район, Ленинградская область                                                                                                                                                                Телефон: 8 (813-72) 78-648

E-mail: sh-yamtes@yandex.ru                                                                                                                            

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ: ЕСЛИ У ВАС ЕСТЬ ВОПРОСЫ ЗАДАЙТЕ ИХ ЧЕРЕЗ СПЕЦИАЛЬНУЮ ФОРМУ   

 

Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. Полное или частичное копирование материалов разрешается только при согласовании с администратором сайта и указании активной ссылки на источник. Администратор сайта: Разумова Ирина Валерьевна  E-mail:  razumovairina1969@mail.ru

 

Наверх