Рекомендации для родителей учащихся с ОВЗ по выбору профессии

  1. Не давите на ребенка в выборе профессии.
    Если ребенок получит профессию, которая не соответствует его индивидуальным особенностям, он не станет хорошим специалистом, кроме того, неправильно выбранная профессия может навредить ребенку, как психически, так и физически.
  2. Учитывайте состояние здоровья ребенка.
    Если у Вашего ребенка есть какие-то отклонения здоровья, заболевания, обязательно проконсультируйтесь с врачом, не будет ли это заболевание препятствовать в выборе той или иной профессии.
  3. Обсудите с ребенком все "за" и "против" выбранной профессии, но не навязывайте свою точку зрения.
    В разговоре важно осознать, по каким критериям он выбрал ту или иную профессию, как он ее представляет, какой карьерный рост он видит в ней.
  4. При выборе профессии необходимо учитывать потребность рынка труда в кадрах.
    Необходимо узнать, какие профессии более востребованы на данный момент на рынке труда нашего региона, а какими профессиями рынок перенасыщен.
  5. Будущая профессия должна быть не только хорошо оплачиваемой, но и морально удовлетворять.
  6. Помогите найти необходимую информацию о профессиях, об учебных заведениях.
  7. Если ребенок ошибся в выборе профессии, не упрекайте его в этом. Ошибку можно и нужно исправить.
  8. Если у вас возникают разногласия по поводу выбора профессии, проконсультируйтесь со школьным психологом.

Справочник для детей с ОВЗ

Список учебных заведений средне-специального образования, принимающих на учебу детей с ОВЗ в СПБ и ленинградской области.

Учебное заведение Факультет, специальность
Профессионально-реабилитационный центр. Техникум для инвалидов
Адрес: 199026, Санкт-Петербург, 26-я Линия Васильевского Острова, 9.
Телефоны: (812) 322-77-51; (812) 322-74-91.
Факс: (812) 322-39-10.
Cайт: p-rcenter.edu.ru
Специальности среднего профессионального образования: коммерция (квалификация: коммерсант; срок обучения: 1 год 10 месяцев), лабораторная диагностика (квалификация: медицинский лабораторный техник; срок обучения: 2 года 10 месяцев), агент рекламный (срок обучения: 1 год), делопроизводитель (срок обучения: 1 год), мастер по обработке цифровой информации (квалификация: оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин; срок обучения – 1 год), портной (срок обучения: 1 год 10 месяцев). Профессии: художник росписи по дереву (срок обучения: 1 год), портной (срок обучения: 1 год). Форма обучения: очная. Обучение бесплатное, выплачивается стипендия; общежитие не предоставляется.
Сиверский техникум-интернат бухгалтеров Минздрава России
Адрес: 188330, Ленинградская обл., Гатчинский р-н, п. Сиверский, пр. Республикан- ский, 72.
Телефон: (813) 714-40-41.
Факс: (813) 714-40-75.
Электронная почта: stibspb@yandex.ru
Cайт: stib.spb.ru
Специальность: экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (квалификация: бухгалтер). Срок обучения: 2 года 10 месяцев на базе 9 классов, 1 год 10 месяцев на базе 11 классов. Форма обучения: очная. Принимаются инвалиды второй и третьей группы. Обучение на бюджетной основе, предоставляются общежитие, питание; выплачивается стипендия.
Профессиональное училище № 80 г. Санкт-Петербурга
Адрес: 194352, г. Санкт-Петербург, Придорожная аллея, 7.
Телефон: (812) 517-26-97 (приемная комиссия), 517-56-41.
Факс: (812) 517-94-41.
Специальное отделение для профессионального образования слабослышащих и глухих. Профессии: слесарь по ремонту автомобилей, мастер столярного и мебельного производства (специальности: сборщик изделий из древесины, столяр), портной. Срок обучения: 2 года на базе образования не ниже 10 классов специальных (коррекционных) школ. Принимаются инвалиды по слуху. Имеется возможность получения общего среднего (полного) образования в вечерней школе на базе училища. Иногородние обучаются на платной основе, общежитие не предоставляется.
Межрегиональный центр реабилитации лиц с проблемами слуха (колледж)
Адрес: 196620, г. Санкт-Петербург, г. Павловск, ул. Березовая, 18.
Телефон/факс: (812) 452-14-13 (приемная).
Электронная почта: im.krilov@mail.ru
Cайт: mcr.spb.ru
Специальности: дизайн (по отраслям) (квалификация: дизайнер; срок обучения: 3 года 10 месяцев на базе 9 классов; форма обучения: очная), социально-культурная деятельность (по видам) (квалификация: организатор социально-культурной деятельности; срок обучения: 2 года 10 месяцев на базе 9 классов; форма обучения: очная), право и организация социального обеспечения (квалификация: юрист; срок обучения: 2 года 10 месяцев на базе 11 классов; форма обучения: заочная), организация сурдокоммуникации (квалификация: сурдопереводчик; срок обучения: 2 года 10 месяцев на базе 11 классов; форма обучения: заочная). Зачисленным на дневное отделение предоставляется питание, общежитие; выплачивается стипендия.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО СЛУХУ

• Мастер по обработке цифровой информации
• Мастер жилищно-коммунального хозяйства

Срок обучения - 2 г. 10 мес.
Невский политехнический колледж им. А.Г.Неболсина
2-й Муринский пр., д. 43, д. 12, тел.: 552-11-88, 550-12-58 (Выборгский р-н)

ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО ЗРЕНИЮ

• Медицинский массаж

Срок обучения на базе 11 кл. - 2 г. 10 мес.
Медицинский техникум № 2
Волковский пр., д. 106, тел.: 766-05-40, 766-05-22. (Фрунзенский р-н)

ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛ I – II ВИДА

• Мастер столярно-плотничных и паркетных работ
• Повар
• Кондитер

Срок обучения - 2 г. 10 мес.
Колледж «ПетроСтройСервис»
пр. Сизова, 17, тел.: 393-41-88, 393-40-66. (Приморский р-н) пр. Непокоренных , 13/7, тел.: 534-17-49, 534-17-53. (Калининский р-н)

• Слесарь
• Портной

Срок обучения - 2 г. 10 мес.
Автодорожный колледж
Придорожная аллея, 7, тел.: 517-26-97. (Выборгский р-н)
Ириновский пр., 29, корп. 2, тел.: 526-40-53. (Красногвардейский р-н)
Учительская ул., 3, тел.: 558-73-65. (Калининский р-н)

ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛ VIII ВИДА

• Портной

Срок обучения - 1 г. 10 мес.
Автодорожный колледж
Придорожная аллея, 7, тел.: 517-26-97. (Выборгский)
Ириновский пр., 29, корп. 2, тел.: 526-40-53. (Красногвардейский)
Учительская ул., 3, тел.: 558-73-65. (Калининский)

• Портной

Срок обучения - 1 г. 10 мес.
Индустриально-судостроительный лицей
пр. Народного Ополчения, 155, тел.: 755-83-77. (Кировский)
ул. Стойкости, д. 36, корп. 2. (Кировский)

УЧРЕЖДЕНИЕ СПО

• Вышивальщица
• Делопроизводитель
• Мастер по обработке цифровой информации
• Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства
• Наладчик компьютерных сетей
• Портной

• 10 мес. на базе 11 классов

• Вышивальщица
• Обувщик по ремонту обуви
• Портной
• Садовник
• Цветовод

1г. 10 мес. на базе 9 классов

• Оператор ЭВМ
• Швея

10 мес. на базе 9 классов

Профессиональный реабилитационный лицей
Адрес: Волковский пр., д.4, тел.: 766-23-35
(Инвалиды и выпускники коррекционных специальных школ в возрасте от 15 лет)

• Агент рекламный
• Делопроизводитель
• Изготовитель художественных изделий из керамики
• Коммерция
• Лабораторная диагностика
• Мастер по обработке цифровой информации
• Портной

Срок обучения составляет от 10 мес. до 2 лет 10 мес

Профессионально-реабилитационный центр
Адрес: В.О., 26-я линия, д. 9, тел.: 322-77-51, 322-74-91
(Принимаются инвалиды и люди с ослабленным здоровьем, зарегистрированные в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, в возрасте от 18 

 

1. Для детей с психическими заболеваниями

Противопоказанные факторы производственной среды и трудового процесса: нервно-психическое напряжение, требующее длительного и интенсивного сосредоточения внимания, памяти, связанное с обилием информации, подсчетами, особенными требованиями к комбинаторике, необходимостью принятия быстрых самостоятельных решений, относительно сложными контактами с окружающими людьми, работы  движущихся механизмов, в соседстве с глубиной и на высоте, с режущими инструментами, вблизи огня и др. Повышенные уровни интенсивности шума и вибрации, воздействие высокотоксилогических химических веществ, электромонтажных полей, высоких и низких температур, неблагоприятные метеорологические условия. Тяжелые физические нагрузки, длительная вынужденная рабочая поза, длительное пребывание на ногах (прочие нарушения, движения в нижних конечностях), рабочие операции, связанные с точностью движений (при нарушении тонкой моторики рук).

Рекомендуемые профессии и специальности:

- профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства (машинист расфасовочно-упаковочных машин);

- слесарные и слесарно-сборочные работы (слесарь по топливной аппаратуре, слесарь механосборочных работ);

- строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (маляр строительный, монтажник внутренних санитарно-технических систем и оборудования, облицовщик-полировщик, облицовщик-мозаичник, облицовщик-мраморщик, облицовщик-плиточник, столяр строительный, лепщик архитектурных деталей, штукатур);

- электротехническое производство (обмотчик элементов электрических машин);

- общие профессии деревообрабатывающих производств, производство мебели (разметчик по дереву, столяр деревообрабатывающего производства мебели, изготовитель декоративных элементов мебели);

- общие профессии по производству стекла и изделий из стекла (наборщик ковриков из мозаичной плитки);

- производство фарфоровых и фаянсовых изделий (живописец, отводчик);

- общие профессии керамических, фарфоровых и фаянсовых изделий (гончар);

- производство текстильной галантереи (вышивальщица текстильно-галантерейных изделий);

- трикотажное производство (вязальщица трикотажных изделий из полотна);

- местная промышленность – народные художественные промыслы. Производство текстильной галантереи (кружевница, ручное ткачество, ковровщица, разрисовщик ткани, ткач;

- производство кожаной обуви (обувщик по ремонту обуви, сборщик обуви, затяжчик обуви);

- кожгалантерейное производство (ремонтировщик кожгагантерейных изделий);

- швейное производство (вышивальщик, копировщик, пошивщик шорно-седельных изделий, швея);

- общие профессии полиграфического производства (выборщик, машинист упаковочной машины);

- брошюровочно-переплетные и отделочные процессы (брошюровщик, нумеровщик, переплетчик);

- рекламно-оформительские и макетные работы (исполнитель художественно-оформительских работ);

- производство игрушек (заготовщик материала и деталей игрушек, сборщик музыкальных и озвученных игрушек);

- общие профессии производства художественны изделий (полировщик художественных изделий, сушильщик заготовок и художественных изделий, шпаклевщик);

- производство художественных изделий из дерева и бересты  (выжигальщик по дереву, оклейщик изделий из бересты, раскройщик бересты, резчик по дереву и бересте, сборщик изделий из кожи и меха);

- зеленое хозяйство (озеленитель);

- сельское хозяйство;

- животноводство (дояр, животновод, оператор машинного доения, оператор цехов по приготовлению кормов, птицевод, овощевод защищенного грунта);

- хранение и переработка сельскохозяйственных продуктов (оператор по переработке и хранении картофелю, овощей, плов, ягод);

- профессии рабочих, которым устанавливаются должностные оклады;

- профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства  (дворник, младшая медицинская среда (санитарка), рабочие плодоовощного хранилища, садовник, уборщик производственных и служебных помещений).

 

2. Для детей с заболеваниями нервной системы

Противопоказаны факторы производственной среды и трудового процесса: повышенные уровни интенсивности шума и вибрации, воздействие высокотоксических химических веществ и вредных волнующих факторов; работа, требующая полноценных функций обеих верхних конечностей, полной амплитуды движений в крупных суставах; работа с длительным пребыванием на ногах, подъемом и спуском по лестнице, подъемом и переноской тяжестей; работа, связанная с повышенной опасностью травматизма; длительная вынужденная рабочая поза, связанная с точностью  движений; воздействие высоких и низких температур, психическое напряжение в связи с работой, требующей повышенного внимания, принятия самостоятельных решений в условиях опасности для больного.

Рекомендуемые профессии и специальности

- слесарные и слесарно-сборочные работы (контролер измерительных приборов и специального инструмента, слесарь-электрик по ремонту электрооборудования);

- эксплуатация оборудования электростанций и сетей, обслуживание потребителей энергии (контролер энергонадзора);

- производство часов и технических камней, ремонт часов (сборщик часов, часовщик по ремонту механических и кварцевых часов);

- производство медицинского инструмента, приборов и оборудования (сборщик очков, сборщик хирургических инструментов и аппаратов);

- электротехническое производство (намотчик катушек для электроприборов, аппаратов, электромашин, трансформаторов);

- производство радиоаппаратуры и аппаратуры проводной связи (монтажник радиоаппаратуры и приборов);

- общие профессии деревообрабатывающих производств, производство мебели (оператор сушильных установок, разметчик по дереву, изготовитель декоративных элементов мебели);

- общие профессии по производству стекла и изделий из стекла (наборщик ковриков из мозаичной плитки, полировщик стекла и стеклоизделий);

- местная промышленность – народные художественные промыслы;

 - производство текстильной галантереи (кружевница);

- производство кожаной обуви (обувщик по ремонту обуви, обувщик по индпошиву обуви, обувщик по пошиву ортопедической обуви, сборщик верха обуви, модельер колодок, сборщик обуви, затяжчик обуви);

- швейное производство (вышивальщица, закройщик, копировщик, модистка головных уборов, портной);

- производство игрушек (сборщик музыкальных и озвученных игрушек, сборщик игрушек, сборщик электрогитар);

- производство художественных изделий из дерева, бересты (выжигальщик по дереву, раскройщик бересты, резчик по дереву и бересте);

- производство художественных изделий из кожи и меха (вышивальщик по коже и меху, сборщик изделий из кожи меха);

- фотоработы (фотолаборант, ретушер);

- сельское хозяйство (пчеловод, оператор цехов по приготовлению кормов, учетчик молока на животноводческих комплексах и фермах);

- крахмально-паточное производство (аппаратчик крахмального агрегата);

- производство музыкальных инструментов (столяр по изготовлению и ремонту изделий и узлов музыкальных инструментов сборщик язычковых инструментов);

- связь (телеграфист);

- профессии рабочих, которым устанавливаются должностные оклады. Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства  (приемщик заказов (комплексного приемного пункта), приемщик пункта проката, оператор вычислительных машин, бухгалтерский и экономический обсчет).

 

3. Для детей с ортопедическими заболеваниями

Противопоказаны следующие факторы производственной среды и трудового процесса: работа, требующая полноценной функции обеих конечностей, полной амплитуды движений в крупных суставах, заданного темпа выполнения производственных операций, поднятия тяжестей на высоту и их перемещения; работа, выполняемая в неблагоприятных микроклиматических условиях (холод, сырость); работа, связанная с повышенной опасностью травматизма, в контакте с токсическими веществами сосудосуживающего действия; работа с длительным пребыванием на ногах, требующая полной сохранности объема движений в суставах, объемом и спуском по лестнице, подъемом и переноской тяжестей; длительное фиксированное положение тела с отсутствием возможности перемены положения, предписанный темп работы; шум, вибрация.

Рекомендуемые профессии и специальности

- профессии для рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства (радиомеханик по обслуживании и ремонту радиотелевизионной аппаратуры, машинист расфасовочно-упаковочных машин, лаборант химико-бактериологического анализа, лаборант электромеханических испытаний и измерений);

- механическая обработка металлов и других материалов (контролер  электромонтажных работ, слесарь-электрик по ремонту электрооборудования, электромеханик по ремонту и обслуживанию счетно-вычислительных машин, контролер измерительных приборов и специального инструмента);

- строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (столяр);

- эксплуатация оборудования электростанций и сетей, обслуживание потребителей энергии (электромонтер по эксплуатации электросчетчиков, контролер энергонадзора);

- производство часов и технических камней, ремонт часов (сборщик часов , часовщик по ремонту механических , электронных часов);

- электротехническое производство (намотчик катушек для электроприборов, аппаратов, электромашин, трансформаторов, обмотчик элементов электротехнических машин);

- общие профессии деревообрабатывающих производств, производство мебели (облицовщик деталей мебели);

- производство кожаной обуви (обувщик по пошиву ортопедической обуви, модельер колодок, сборщик вера обуви, обувщик по индпошиву обуви);

- кожгалантерейное производство (ремонтировщик кожгалантерейных изделий);

швейное производство (комплектовщик материалов, кроя и изделий, копировщик, модистка головных уборов, фурнитурщик, швея);

- связь (телеграфист);

брошюровочно-переплетные и отделочные процессы (переплетчик, ретушер);

- производство музыкальных инструментов (столяр по изготовлению и ремонту деталей и узлов музыкальных инструментов);

-производство игрушек (сборщик музыкальных инструментов и озвученных игрушек, сборщик игрушек, сборщик электроигр);

- общие профессии производства художественных изделий (чеканщик художественных изделий);

- производство медицинского инструмента, приборов и оборудования (сборщик хирургических инструментов агрегатов, сборщик очков);

- сельское хозяйство;

- животноводство (оператор цехов по приготовлению кормов, учетчик молока на животноводческих комплексах и фермах, животновод);

- растениеводство (цветовод-декоратор, плодоовощевод, овощевод защищенного грунта);

- производство консервов (аппаратчик сокотоматного агрегата);

- крахмально-паточное производство (аппаратчик крахмального агрегата);

-профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства (приемщик заказов (комплексного приемного пункта), приемщик пункта проката, оператор вычислительных машин, бухгалтерский и экономический обсчет);

- торговля (контролер-кассир непродовольственных товаров, контролер-кассир продовольственных товаров).

 

4. Для детей, имеющих патологию органа зрения

Противопоказаны следующие факторы производственной среды и трудового процесса: значительная и средней тяжести физическая нагрузка, вынужденная рабочая поза, чрезмерная значительная и средняя нервно-психическая нагрузка, неблагоприятные метеорологические условия (условия «горячего» или «холодного» цеха), контакт с вредными веществами  1, 2, 3, классов опасности, напряжение зрения выше погранично допустимого уровня, производственный шум, вибрация, постоянные наклоны туловища, ультразвук и различные виды излучения выше предельно допустимых уровней, освещенность рабочего места ниже нормы, напряжение зрения – размеры менее 0,5 мм, работа в вечерню смену, в цехах, в которых имеются движущиеся (перемещающиеся ) агрегаты, оборудование и устройства.

Рекомендуемые профессии и специальности

- эксплуатация оборудования электростанций и сетей, обслуживание потребителей энергии (контролер энергонадзора);

- строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (облицовщик-литочник, штукатур, печник);

- производство медицинского инструмента, приборов и оборудования (сборка очков);

- общие профессии деревообрабатывающих производств, производство мебели (разметчик по дереву, обойщик мебели, плетельщик мебели);

- трикотажное производство  (вязальщица трикотажных изделий и полотна);

- производство кожаной обуви (обувщик по ремонту обуви, обувщик, обувщик по пошиву ортопедической обуви);

- кожгалантерейное производство (ремонтировщик кожгалантерейных изделий);

- швейное производство (модистка головных уборов, приемщик материалов, полуфабрикатов и готовых изделий, фурнитурщик);

- брошюровочно-переплетные и отделочные процессы (брошюровщик, нумеровщик, переплетчик);

- производство игрушек (заготовщик материалов и деталей игрушек, сборщик музыкальных и озвученных игрушек, оформитель игрушек);

- производство художественных изделий из кожи и меха (сборщик изделий из кожи и меха);

- зеленое хозяйство (озеленитель);

- связь (телеграфист);

- сельское хозяйство;

- животноводство (пчеловод, учетчик молока в животноводческих комплексах и фермах, оператор птицефабрик и механизированных ферм, оператор машинного доения, животновод);

- растениеводство (цветовод-декоратор, плодоовощевод, овощевод защищенного грунта);

- хранение и переработка сельскохозяйственных продуктов (оператор по производству соков и сиропов, оператор по переработке и хранению картофеля, овощей, плодов, ягод);

- профессии рабочих, которым устанавливаются должностные оклады. Профессии рабочих общие для всех отраслей народного хозяйства (приемщик пункта проката, садовник, приемщик заказов (комплексного приемного пункта);

- торговля (контролер-кассир непродовольственных товаров, контролер-кассир продовольственных товаров).

 

5. Для детей, имеющих заболевание уха и горла

Противопоказаны следующие факторы производственной среды и трудового процесса: работа, требующая хорошего слуха или общения с людьми; работа, связанная с опасностью травматизма (на высоте, на неустойчивых плоскостях, у движущихся механизмов на конвейере и др. работа , связанная с опасностью травматизма по причине отсутствия слухового контроля); повышенные уровни шума, вибрации неблагоприятные метеорологические и микроклиматические факторы; контакт с химическими веществами нейротоксического действия; работа, требующая хорошей координации движений.

Рекомендуемые профессии и специальности

- профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства (машинист расфасовочно-упаковочных машин, лаборант химико-бактериологического анализа);

- механическая обработка металлов и других материалов (контролер станочных и слесарных работ, фрезеровщик, токарь);

- слесарные и слесарно-сборочные работы (разметчик, слесарь-инструментальщик, слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике, слесарь по ремонту автомобилей, слесарь ремонтник, слесарь электрик по ремонту электрооборудования);

- строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (маляр, строительный монтажник внутренних санитарно-технических систем и оборудования, слесарь по изготовлению деталей и узлов  систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации, облицовщик-мозаичник, облицовщик-плиточник, столяр строительный, плотник, штукатур, печник);

- производство часов и технических камней, ремонт часов (сборщик часов, часовщик по ремонту электронных, кварцевых, механических часов);

- производство медицинского инструмента, приборов, оборудования (сборщик очков, сборщик хирургических элементов, аппаратов);

- электротехническое производство (намотчик катушек для электроприборов, аппаратов, электромашин, трансформаторов);

- производство радиоаппаратуры и аппаратуры проводной связи (монтажник радиоаппаратуры и приборов);

- общие профессии деревообрабатывающих производств, производство мебели (обойщик мебели);

- общие профессии производства керамических, фарфоровых, фаянсовых изделий (гончар);

- производство текстильной галантереи (вышивальщица текстильно-галантерейных изделий);

- трикотажное производство (вязальщица трикотажных изделий и полотна);

- производство текстильной галантереи (кружевница);

- ручное качество (ковровщица, разрисовщица ткани, ткач;

- производство кожаной обуви (обувщик по ремонту обуви, обувщик по индпошиву обуви, обувщик по пошиву ортопедической обуви, сборщик верха обуви);

- меховое производство (скорняк-раскройщик);

- швейное производство (вышивальщица, комплектовщик материалов кроя, и изделий, портной, раскройщик, фурнитурщик, швея);

- кондитерское производство (бисквитчик, кондитер);

- крахмально-паточное производство (аппаратчик крахмального агрегата);

- брошюровочно-переплетные и отделочные процессы (брошюровщик, переплетчик);

- производство игрушек (сборщик игрушек, сборщик электроигр, оформитель игрушек);

- общие профессии производства художественных изделий (чеканщик художественных изделий);

- зеленое хозяйство (озеленитель);

- сельское хозяйство;

- растениеводство (цветовод-декоратор, плодоовощевод, овощевод защищенного грунта).

5. Дидактическая модель профессионального самоопределения детей с дефектами зрения

 

Предлагаемая нами система занятий, имеющая своей целью профессиональное личностное самоопределение на последнем этапе слабовидящих детей, основывается на приведенных данных и предполагает использование различных организационных форм и методов, средств наглядности, удовлетворяющих основным принципиальным положениям деятельностного и личностно-ориентированного подходов к построению процесса социализации, который, как известно, включает профессиональное самоопределение. Эти подходы успешно применяются сегодня для решения задач, связанных с социализацией детей и молодежи, овладения ими необходимыми для полноценной интеграции в общество функциональной грамотностью и культурно-символическим капиталом, без чего немыслимо стать полноценным членом современного информационного или постиндустриального общества.

Апробирована данная система занятий на базе ОАО школы-интерната первого-второго вида № 4 Великого Новгорода. В качестве обучающихся выступали старшеклассники и выпускники образовательного учреждения «Цветик-Семицветик» и воспитанники ОАУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Виктория»,  имеющие в разной мере выраженности патологию органов зрения.

Разработанная дидактическая модель включает в себя несколько этапов. Предполагалось, что родители (или лица их замещающие), а также близкие ребенка должны быть активными участниками процесса выбора профессии и профессионального самоопределения.

На первом этапе педагог знакомит детей с профессиями, которые не  противопоказаны им с точки зрения особенностей их заболевания, то есть рекомендуемые профессии и специальности (см. предыдущий раздел).

Знакомство детей с рекомендуемыми им по состоянию зрения профессиями и специальностями проходил в формах фронтальной, групповой и индивидуальной работы.

Основными методами выступали беседы с воспитателем, к которой по мере необходимости подключается медработник, социальный педагог, психолог, родители или лица, их замещающие.

 Для знакомства с профессиями использовались соответствующие средства наглядности, демонстрировались иллюстрации, устраивался просмотр фильмов о рекомендуемых профессиях, на занятиях фигурировали атрибуты профессии, инструменты, некоторые продуты производства или их модели.

Весьма эффективным методом на данном этапе зарекомендовали себя экскурсии в образовательные учреждение (лицеи, училища и др.) и на предприятия, где дети могли не только посетить мастерские, цеха, поговорить с мастерами своего дела, познакомиться с особенностями их работы, но и попробовать себя в роли производителей определенной продукции или их помощников, приняв посильное участие в выполнении несложных профессиональных операций.

 Названые формы и методы (рассказ, беседа, видеопоказ, прослушивание аудиокниг) в идеале взаимодополняют друг друга, создавая таким образом то, что В.С. Леднев называет социальным резонансом, который в несколько раз по принципу синергии усиливает социализирующий эффект, в данном случае эффект самоопределения к подростков профессии и создает необходимые условия для для внесения корректив в профессиональный выбор с учетом диагноза субъекта выбора.

Результатом первого этапа работы явилось то, что подростки на основе вербального, визуального и деятельностного подхода к представлению информации о профессии значительно расширяют представление о профессиях и специальностях, рекомендуемых им к освоению. Немаловажно, что на этом этапе, как правило, происходит коррекция самооценки воспитанников в профессиональном плане, происходит изменение мотивов по отношению к выбору профессии.

Некоторые из воспитанников начинают осознавать, что профессии, о которых они мечтали, с которой они себя идентифицировали, не подходят для них по определенным причинам, связанным, прежде всего, с особенностями их заболевания и личностными качествами. Так, например, один из воспитанников К. отказался от карьеры профессионального военного, которую хотел осуществить на контрактной основе, которая сейчас усиленно рекламируется СМИ.

На этом этапе задача воспитателя, психолога и медицинского работника, а также родителей или замещающих их лиц в предельно корректной форме психологически смягчить результаты профессиональной самокоррекции ребенка и открыть перед ним новые профессиональные горизонты. Это и было сделано. После проведения серии занятий К. решил выучиться на дорожного рабочего в профессиональном образовательном учреждении г. Боровичи. Забегая вперед, заметим, что К., будучи лидером, стимулировал этот выбор у четырех воспитанников.

Второй этап нашей дидактической модели предполагает самостоятельную работу воспитанника. От него требуется из списка рекомендуемых профессий, который может быть представлен в форме газетных объявлений, выбрать наиболее предпочтительную для него и подготовить соответствующее сообщение.

В процессе подготовки сообщения, который предполагает использование элементов технологии «метода проектов» и активное использование ресурсов Интернета, подростку важно выяснить: где и как можно освоить выбранную профессию (непосредственно на производстве под руководством наставника или в рамках определенного образовательного учреждения); сколько времени уйдет на ее освоение; какие в рамках профессии к нему будут предъявлены требования; каковы перспективы дальнейшего профессионального роста. Не исключается вопрос о заработной плате, социальном пакете и другие, представляющие интерес для подростка моменты, связанные с профессиональном выбором.

Далее воспитаннику предлагается с помощью старших составить професссиограмму избранной профессии, включающую требования к нему как к компетентному специалисту. Такая работа позволяет осознать не только светлые, привлекательные, но и «темные» стороны будущей профессии (специальности), ее трудности, преодоление которых является условием карьерного роста специалиста: необходимость периодической переподготовки, курсы повышения квалификации; факторы вредности; возможно, отсутствие социального пакета, короткий отпуск, частые командировки и т.п., что может создать новые по содержанию условия для корректировки профессионального выбора.

На следующем подэтапе подростку предлагается выяснить с помощью взрослого наставника, в каких образовательных учреждениях готовят специалистов по выбранной им специальности[1] или где и как ее можно освоить непосредственно на производстве под руководством опытного наставника. Здесь возможны различные варианты, требующие осознанного выбора со стороны подростка, самоопределяющегося к профессии.

С подготовленным сообщением воспитанник выступает перед всей группой, включая младших ее представителей. Эта форма, представленная, например, как презентация, создает условия для углубления представления о профессии у всей группы, к которой впоследствии они могут самоопределиться.

Не исключается, что профессиональный выбор в процессе подготовки сообщения и выступления может быть радикально изменен самим выступающим, как мы убедились на примере К., что вполне нормально для человека серьезно и осознанно относящегося к выбору своей профессиональной судьбы.

Третий этап проходит в форме игрового моделирования: сюжетно-ролевой игры «Поступаю на учебу» или «Поступаю на работу». Он также включает в себя ряд подэтапов.

В форме сюжетно-ролевой (деловой) игры моделировалась (проигрывалась) ситуация поступления в образовательное учреждение или трудоустройство.

В нашем случае воспроизводилась ситуация трудоустройства. Подросток, играющий роль поступающего на работу, был должен написать резюме, и пройти собеседование с работодателем, роль которого играли его товарищи, написать заявление о поступлении на работу и заполнить др. необходимые документы.

Весьма эффективным вариантом работы по обучению составлению резюме может выступать исправление воспитанником заведомо неправильно написанного чужого резюме (см. приложение №2).

Важно отметить, что первоначально, в рамках так называемого естественного действия, дети выполняют игровые действия так, как сами считают нужным, – на основе своего жизненного опыта и интуиции.

После выполнения естественного действия, представленного в форме сюжетно-ролевой игры, проводилась консультация специалиста, который корректировал на основе культурно-значимых критериев действия своих подопечных, обращал внимание на правила написания резюме и выделял наиболее эффективные модели и способы собеседования, обращая внимание типичные вопросы работодателя и наиболее эффективные ответы устраивающегося на работу человека. Результатом деятельности на этой фазе является критериальный анализ и исправление ошибок, которые допустил в игровой форме как поступающий на работу, так и работодатель.

Далее проводится улучшенное действие, которое подростки совершают с учетом замечаний наставника.

Заканчивается игра рефлексивными этапом, на котором подводятся итоги, выявляются варианты наиболее удачного «поступления на работу» или «учебу».

При необходимости цикл повторяется, при этом участники игры меняются ролями: тот, кто выступал в роли работодателя, становится поступающим на работу.

Основным критерием эффективности описанной модели выступает воплощение игрового выбора в жизни. По этому критерию модель можно признать эффективной, так как семь из семи воспитанников удовлетворили этому критерию, о чем свидетельствует пролонгированное наблюдение.

Описанную дидактическую модель можно признать универсальной, так как она может использоваться при некоторых содержательных и структурных модификациях в работе с детьми, страдающими не только дефектами органов зрения, но и другими заболеваниями, которым рекомендуются иные профессии и специальности (см. раздел 4).

Например, массажистов готовят Ессентуках, причем набирают лиц, как правило, с дефектами зрения, а в Курске существует специальное музыкальное училище для слабовидящих.

Наверх