Помните у братьев Стругацких: «Жизнь дарит человеку три радости — друга, любовь и работу». Во многом именно работа определяет выбор друзей и любимых. Вокруг профессии формируются привычки, характер, образ жизни, круг общения, личные отношения. Даже мужа или жену человек часто находит неподалеку от рабочего места. Поэтому выбор профессии это выбор жизненного пути.    

     В  соответствии   с  «Концепцией  модернизации  российского  образования  на  период  до  2020 г.»  механизмом, обеспечивающим  государственные  гарантии  доступности  и  качества       образования, выступает  специализированная  подготовка  (профильное  обучение)  в  старших  классах  общеобразовательной  школы, которая  ориентирована  на  индивидуализацию   обучения, социализацию  обучающихся, в  том  числе  с  учётом  потребностей  рынка  труда. 

Организация  профильного  обучения невозможна  без  создания  системы предпрофильной  подготовки  школьников, включающая  в  себя  такие  компоненты, как:

-  курсы  по  выбору  (элективные  курсы);

-  информационную  работу;

-  профориентационную  работу.

Цель профориентационной работы в школе:

  • - оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
  • - выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи профоориентационной работы:

  • - получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
  • - обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных 

 и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках, элективных курсов и в воспитательной работе;

- дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;

- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона. 

Принципы профориентационной работы в школе:

Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы: Систематичность и преемственность - профориентационная работа не должна ограничиваться

работой только  со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

  • Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.
  • Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.
  • Связь профориентации с жизнью (органическое единство  с потребностями общества в кадрах). 

Система профессиональной ориентации школьников:

  • профессиональной просвещение;
  • профессиональная диагностика;
  • профессиональная консультация;
  • профессиональный подбор;
  • профессиональная адаптация.
  • Этапы и содержание профориентационной работы в школе:

    1-4 классы:

  • формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
  • развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую. 
  • 5-7 классы:

  • развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
  • представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”);
  • приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. 
  • 8-9 классы: 

  • уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору;
  • групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
  • формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.
  • 10-11 классы: 

  • обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности. 

  • Работа с учащимися:

  • комплекс профориентационных мероприятий в виде занятий и тренингов по планированию карьеры;

  • консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).

  • анкетирование;

  • организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия);

  • встречи с представителями предприятий, учебных заведений.

  • Работа с родителями

  • проведение родительских собраний, (общешкольных, классных);

  • лектории для родителей;

  • индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;

  • анкетирование родителей учащихся;

  • привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;

  • привлечение родителей учащихся для работы руководителями кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических организаций;

  • помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;

  • помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;

  • собрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников.

Наверх